Японский палубный истребитель A6M "Zero"

Гуадалканал: Сага Сакаи Сабуро

Из книги
«Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне)
Авторы: Хорикоши Дзиро, Окумия Матасаки, Кайдин Мартин

Унтер-офицер Сакаи к концу войны был лучшим из уцелевших японских асов. Он прославился как первый японский летчик, сбивший «Летающую крепость» (это произошло 11 декабря 1941 года над Филиппинами). Вот его история, которая даже среди множества замечательных эпизодов воздушной войны выглядит совершенно невероятной:

«Гуадалканал. Название, просто название. Мы даже не знали, что это такое — остров, военная база или название секретной операции. Когда американские войска ворвались на берег Гуадалканала, мы просто еще не слышали о таком острове.

Оставалось еще несколько часов до того, как люди во всем мире развернут карты южной части Тихого океана, чтобы найти этот крошечный островок. Японские и американские коммюнике еще не упоминали название «Гуадалканал», а радиопередачи ничего не говорили об острове, который скоро приобретет важнейшее значение.

Здесь, в Рабауле, на восточной оконечности острова Новая Британия, небо было ясным. Даже слабый ветерок не ослаблял жаркую сырую духоту. Бухта Симпсон сонно дремала, подобно большому озеру. Ее поверхность казалась огромным зеркалом, отражающим голубое небо. Она была полностью окружена низкими пологими холмами, не считая единственного прохода на востоке. На северо-восточном берегу бухты лениво поднимались клубы белого дыма, указывая на временно открывшееся жерло вулкана. Дым сиял и сверкал в пронзительных лучах солнца.

Склоны вулкана утопали в плотной листве джунглей исключая точку там, где заканчивался южный склон. Здесь джунгли были вырублены, расчищены и уничтожены. Их сменила узкая полоса земли, идущая с востока на запад. Это был Нижний аэродром Рабаула.

В Вунаканау, где гладкое как стол плато обрывалось в море, еще одна узкая просека разрезала пышную растительность острова. Это был Верхний аэродром Рабаула.

Совершенно не. соответствовала страшной влажности и оглушающей жаре группа тепло одетых молодых мужчин, которые стояли рядом с неописуемой лачугой у северного конца истребительной полосы. На земле, где даже легкая летняя рубашка на голое тело моментально становилась мокрой, эти люди были одеты в плотные летные комбинезоны, ботинки, неуклюжие спасательные жилеты и всякую тяжелую сбрую. Револьвер у каждого был засунут в промасленную кожаную кобуру.

Это были пилоты истребителей из авиакорпуса Тайнань, только что закинутые в удушающие жару и сырость Рабаула с острова Бали в Голландской Ост-Индии. Я был одним из этих пилотов, командиром звена.

Еще до прибытия в Рабаул мы сталкивались с американскими и австралийскими самолетами, базирующимися в Порт-Морсби, Новая Гвинея. Однако в это утро наши обычные обязанности: патрулирование, налет на Морсби или воздушные бои — были заменены специальной атакой авиабазы Раби в бухте Милн на южной оконечности Новой Гвинеи.

Пилоты с энтузиазмом обсуждали операцию.

— Может быть, сегодня будет большая драчка, — сказал один.

— Это все равно, что идти на охоту, — заметил другой.

Наши пилоты рвались сразиться с вражескими истребителями. Результаты, которых мы добивались на своих «Зеро», были настолько удивительны, что противник уже просто боялся наших налетов. Очень часто он отказывался принимать бой.

Мы проверили оснащение друг друга и уже приготовились взлететь, чтобы сопровождать бомбардировщики, которые должны были атаковать Раби, когда в оперативный центр примчался посыльный с радиограммой.

Случилось что-то необычное, так как все офицеры переполошились. Мы могли видеть нашего командира капитана 1 ранга Сайте Macao, руководителя полетов Кодзоно Ясуна, капитан-лейтенанта Накадзима Тадаси, который должен был командовать сегодняшним налетом. Они все собрались вокруг большой карты, которую спешно развернули на одном из столов.

Мы внимательно слушали разговоры офицеров, и много раз до нас долетали названия «Гуадалканал» и «Тулаги». Это были странные имена.

— Где этот Гуадалканал, господин унтер-офицер? — спросил унтер-офицер 2 класса Хатори, пилот второго истребителя моего звена.

— Я не знаю, — ответил я. Затем спросил у группы унтеров и пилотов: — Да хоть кто-то знает, где этот Гуадалканал?

Никакого ответа, только покачивание головами. Хатори снова заговорил:

— Никто не знает! Тогда это не может быть важное место.

Однако офицеры в оперативном центре выглядели очень серьезными. Один из офицеров вышел наружу и приказал пилотам немедленно построиться.

Потом вышел капитан 1 ранга Сайто.

— Сегодня утром в 5.25 мощные силы вторжения противника с сильным прикрытием атаковали Лунга Роудз на острове Гуадалканал. Это второй с юга остров в группе Соломоновых островов. Неприятель высадился также в Тулаги на острове Флорида к северо-востоку от Гуадалканала.

— На Гуадалканале наши строители сооружали аэродром. Наши авиационные подразделения в Тулаги попали в серьезную опасность. Главные силы авиакорпуса Иокогама, входящие, в состав 25-й воздушной флотилии, расположены в Тулаги. Кроме них, на острове в момент высадки противника находились около 10 летающих лодок и 10 гидросамолетов-истребителей.

— Положение крайне серьезное. Наши морские силы, действующие в районе Рабаула, получили приказ немедленно всеми силами атаковать противника и отбросить американские силы вторжения любой ценой.

Капитан 1 ранга Сайто на мгновение замолк, а потом продолжил:

— Нашим истребителям приказано сопровождать базовые средние бомбардировщики, которые нанесут удар по вражеским кораблям. Несколько истребительных групп пойдут впереди бомбардировщиков в район боя в качестве ударных сил, чтобы отогнать американские истребители.

— От нашей базы до Гуадалканала около 560 миль. Это самое большое расстояние, которые вы способны пролететь. Вы должны выжать из своих самолетов буквально все. Я надеюсь, что пилоты будут максимально экономить топливо.

Капитан 1 ранга Сайто закончил. Мы все уже были готовы к немедленному старту. Единственное изменение, которое могло произойти в наших планах, это уточнение района боя и выдача пилотам новых карт. Я начал прикидывать курс, которым мы полетим к Гуадалканалу, отметив большое расстояние, которое придется покрыть.

Гуадалканал лежит на другом конце цепи островов. Это уже само по себе проблема!

Буквально перед тем, как занять места в самолетах, мы получили специальный инструктаж от заместителя командира эскадрильи и моего непосредственного командира суб-лейтенанта Сасаи Юндзо. Он был необычайно серьезен.

— Известно, что американские истребители над Гуадалканалом действуют с авианосцев, поддерживающих высадку. Возможно, это штатные эскадрильи флота, а не армейские самолеты, собранные специально для этой атаки. Это будет наша первая встреча с истребителями американского флота. Будьте бдительны и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ТЕРЯЙТЕ ИЗ ВИДА МОЙ САМОЛЕТ.

Американские самолеты! Одно сообщение о встрече с ними взволновало меня. Я давно желал встретиться с американскими авианосными пилотами, и вот настал мой час!

Я летал на истребителях уже 6 лет и провел в воздухе более 3000 часов. Я участвовал в наших атаках против китайских городов Чунцин, Ченьду, Ланчжоу, а также в других операциях во время японо-китайского инцидента. После начала Тихоокеанской войны я участвовал в боях на Филиппинах и в Голландской Ост-Индии.

До сих пор я сбил 56 вражеских самолетов и был одним из лучших асов японского флота. Но никогда я не встречался с авианосными самолетами. Пилоты авианосных истребителей проходили особые тренировки для взлета и посадки на узкие палубы авианосцев. Поэтому среди наших лучших пилотов большинство составляли летчики с авианосцев. Вероятно, подобное положение было и у американцев.

«Хорошо, наконец настал мой черед, — подумал я. — Посмотрим, здорово ли они дерутся».

В 8.00 наши «Зеро» покинули аэродром. Одно за другим звенья из 3 самолетов срывались с полосы в небо. Мы заняли позицию сзади и выше наших бомбардировщиков, чтобы прикрыть их. 27 бомбардировщиков летели на высоте 15000 футов. Их прикрывали 18 истребителей. Я был командиром звена во второй секции второй эскадрильи.

Мы летели на юг вдоль длинной цепи Соломоновых островов. Незадолго до полудня мы прибыли к Лунга Роудз возле Гуадалканала.

На высоте 13000 футов шли рваные облака, однако выше и ниже небо было абсолютно чистым. Мы тщательно обыскали Лунга Роудз и внимательно разглядывали силуэты вражеских кораблей.

Море казалось усыпанным кораблями. До сих пор я не видел таких больших конвоев, хотя я много раз летал над японскими войсковыми конвоями во время десантных операций. Я не мог не восхищаться этими людьми, хотя они были моими врагами.

Бой впереди! В этот момент истребители ударной группы, которые вылетели раньше нас примерно на 10 минут, атаковали вражеские истребители. Далеко впереди мы могли видеть яркие желтые вспышки. Это горящие самолеты разбрасывали в стороны фонтаны искр. 7 или 8 линий дыма устремились вниз к земле, описывая в голубом небе изящные кривые.

Какие-то самолеты были сбиты, но на таком расстоянии было невозможно определить, были это наши или вражеские. Свалка быстро закончилась, и мы уже не видели в небе вообще ничьих самолетов.

Так как небо было очищено от вражеских истребителей, наши бомбардировщики начали пологое пике на вражеские корабли. Они набирали скорость, готовясь сбросить бомбы. Первоначальным планом предусматривалась атака Раби, но планы изменились так быстро, что бомбардировщики не успели сменить бомбы на торпеды. Поэтому им пришлось бомбить с горизонтального полета.

«Это должно сработать», — подумал я, хотя торпедная атака всегда более действенна против кораблей, чем горизонтальная бомбардировка. Отсутствие вражеских истребителей означало, что бомбардировщики выполнят заход беспрепятственно.

Неожиданно появились 2 вражеских истребителя и направились к нашему строю. Я бросился вниз в атаку, и противник быстро удрал. Я с трудом подавил желание броситься в погоню, вспомнив инструкции командира, данные перед вылетом. Укусив губу от досады, я вернулся на свое место в строю.

Впереди нас бомбардировщики словно немного подпрыгивали, освободившись от смертоносного груза. Группа отбомбилась за один заход. Бомбы полетели вниз на корабли противника и накрыли широко развернутый вражеский конвой. Но лишь немногие бомбы попали в корабли. Мы видели около 80 вражеских кораблей. Бесчисленные десантные баржи ползли к берегу. Сверкающие белые струи на воде напоминали взмахи кисти фантастического художника.

Хотя прошло всего 5 или 6 часов с того момента, как вражеские войска высадились на Гуадалканале, нам показалось, что зенитный огонь ведется уже и с берега. Я был удивлен способностью противника так быстро развернуть зенитные батареи на берегу. До сих пор нам говорили, что разгрузка 30 кораблей займет целую неделю. Именно такое время понадобилось нашей армии, чтобы высадить десант с 30 транспортов в Сурабае в марте этого года.

Скорость наших высадок не шла ни в какое сравнение с темпами высадки десанта противника, которая происходила под нами. Я с трудом мог в это поверить. Интуитивно я понял, что высаженные на берег войска будут серьезным противником.

Бомбардировка быстро завершилась. Бомбардировщики уже развернулись и направились прочь от Лунги через Тулаги. Истребители сопровождения продолжали охранять их. Я еще не сделал ни единого выстрела.

Без предупреждения на нас сверху обрушилась группа вражеских истребителей. С первым же выстрелом строй истребителей обоих противников сломался, и они (примерно 30 самолетов) сцепились между собой. Самолеты рассеялись в разных направлениях. Наши «Зеро» отчаянно старались освободиться, чтобы атаковать противника. Когда я сильно дернул ручку, отворачивая, то заметил, что несколько самолетов падают вниз, волоча за собой хвосты дыма.

Я сумел благополучно уклониться от атакующих истребителей, но потерял из виду обоих своих ведомых.

«Проклятье», — подумал я, когда потерял своих пилотов. Я завертел головой и далеко внизу увидел 3 «Зеро», которых преследовал один вражеский истребитель. «Зеро» отчаянно пытались удрать, но американский пилот крепко сел им на хвост. «Зеро» походили на истребители моих ребят — Хатори и Ёнекавы. Вместе с ними был еще кто-то. Вражеский самолет был нового типа, я до сих пор таких не видел. Возможно, это был «Уайлдкэт», о котором нам говорили. Вражеский пилот был опытным бойцом. Он безжалостно атаковал 3 «Зеро».

Моим пилотам требовалась помощь — и быстро. Я толкнул вперед сектор газа, поравнялся с самолетом командира эскадрильи и просигналил лейтенанту Сасаи. После этого я толкнул ручку управления и спикировал вниз, в бушующую под нами битву.

Нельзя было терять ни секунды. Я открыл огонь по вражескому истребителю, когда еще находился на расстоянии 3000 футов. Это была слишком большая дистанция, чтобы подбить его, но я добился своей цели. Американский пилот заметил мой самолет, прекратил преследование и резко повернул навстречу мне.

Пилот был хорошим. Мы сражались, закладывая крутые виражи и петли. Я сразу понял, что «Уайлдкэт» значительно превосходит все американские, голландские и китайские истребители, с которыми я встречался до сих пор.

Но мой большой опыт воздушных боев тоже дал мне преимущество над противником. Я взял свой фотоаппарат «Лейка» и сфотографировал новый самолет, когда зашел к нему в хвост. Я делал так всегда. Таким образом я заснял около 20 пленок, всего более 700 снимков вражеских аэродромов и самолетов в воздухе и на земле.

Сделав снимок, я продолжил атаку. Когда я вышел, на удобную для открытия огня позицию — слева и сзади от «Уайлдкэта» — вражеский пилот понял, что больше не может победить. Он на полной скорости помчался к Лунге.

Я был полностью уверен, что смогу уничтожить «Уайлдкэт», и решил прикончить вражеский истребитель, используя только 7,7-мм пулеметы. Я поставил 20-мм пушки на предохранитель и сблизился с врагом.

Я всадил 500 или 600 пуль прямо в «Уайлдкэт», но по какой-то непонятной причине самолет не падал. Он продолжал лететь! Мне это показалось очень странным. Раньше такое не случалось. Я продолжал сближаться, пока чуть не коснулся «Уайлдкэта». К моему удивлению, руль и хвост «Уайлдкэта» был разорван в клочья.

При таком состоянии самолета не удивительно, что вражеский пилот не мог продолжать бой! Пока я изучал состояние хвостового оперения американца, мой «Зеро» проскочил вперед. Я сдвинул фонарь и посмотрел назад на вражеского пилота. Это был крупный мужчина атлетического сложения с овальным лицом. Несколько секунд мы глядели друг на друга. Я никогда не забуду странное выражение в его глазах.

Тщательно следя за маневрами «Уайлдкэта», я помахал ему правой рукой, как бы приглашая: «Нападай, если посмеешь!» Противник находился позади меня и мог атаковать мой «Зеро». Он имел великолепную возможность сбить меня. Но, может быть, пилот был серьезно ранен. Переложив ручку управления в левую руку, правой он сделал жест, словно умолял: «Спаси меня!»

Понаблюдав за странными действиями вражеского пилота, я снизил скорость и зашел в хвост «Уайлдкэту». Настало время уничтожить вражеский истребитель. Сняв пушки с предохранителя, я сблизился и нажал гашетку.

Я мог видеть взрывы снарядов, попавших в «Уайлдкэт», от которого полетели обломки. Вражеский истребитель полетел вниз. Далеко внизу я увидел появившийся парашют, который вскоре пропал, уходя в сторону суши к Лунга.

Позднее, вспоминая детали этого боя, я решил, что безжалостно было сбивать этот «Уайлдкэт». Но в то время я был разозлен попытками вражеского пилота сбить моих парней, поэтому думал только о том, как бы нанести смертельный удар врагу. Если пилот погиб, я хотел бы рассказать его семье, как он сражался.

Как только бой закончился, я понял, что спустился слишком низко, чтобы чувствовать себя в безопасности. Я стал оглядываться, чтобы найти пилотов своего звена. Когда мы сблизились, я убрал шарф с лица, чтобы они могли узнать меня. Мне показалось, что они страшно обрадовались, увидев меня невредимым.

Как только мы пробили слой облаков на высоте 15000 футов, над нами замелькали пулеметные трассы. Пули летели откуда-то сзади слева. Одна из них попала в мой фонарь и пробила дыру размером с кулак чуть позади головы. Это было очень близко.

Очевидно, двухместный пикировщик Дуглас SBD «Доунтлесс» выследил нас, когда мы набирали высоту. Как только мы показались над облаками, он атаковал, укрываясь в тучах. Мы быстро набрали высоту и развернулись, чтобы атаковать пикировщик сзади сверху. После первой же очереди «Доунтлесс» потерял управление и полетел вниз.

Мы перестроились и полетели к району основного боя. Примерно в 6 милях впереди нас, где-то над Тулаги, я увидел соединение из 8 вражеских самолетов. Мои исключительно зоркие глаза всегда помогали мне, так как я замечал цель и опознавал вражеские самолеты еще до того, как они обнаруживали нас.

— Вражеские самолеты, — предупредил я своих пилотов.

Это был противник, если судить по его строго — 2 группы по 4 самолета. Они летели на высоте около 18000 футов.

Если вражеское соединение заметило нас, они должны были немедленно развернуться и пойти в атаку, используя превосходство в высоте. Однако они, кажется, даже не видели, как наши истребители приближаются снизу сзади. «Если они хотят драться, они должны развернуть строй шире, — подумал я. — Однако они наоборот смыкают его теснее. Они даже не знают, что мы приближаемся. Это отличный шанс крепко им всыпать!»

«Если мне удастся внезапной атакой снизу сзади уничтожить по 2 самолета из каждой группы, я сразу истреблю половину противников. А мои ребята займутся остальными».

Я до упора двинул сектора газа, давая максимальную скорость. Не имеет значения, что остальные «Зеро» отстают. Скорость — это самое главное в бою, я не мог позволить себе потерять такую возможность.

У меня были серьезные причины действовать именно так. Три раза я проводил внезапную атаку вражеского строя снизу сзади и каждый раз сбивал по крайней мере по 2 самолета. В первый раз это случилось на Сурабаей, когда я уничтожил 2 голландских самолета, второй и третий раз это произошло на Порт-Морсби. В последних случаях моими противниками были истребители Белл Р-39 «Эйр-кобра». Я решил испробовать этот метод и сегодня.

Расстояние между моим «Зеро» и вражеским строем быстро сокращалось. 1700 футов... 1000 футов... Как только я приблизился на это расстояние, я четко различил детали вражеских самолетов. Я попал в ловушку!

До сих пор я считал, что передо мной вражеские истребители. Это было не так! Они оказались торпедоносцами Грумман TBF «Авенджер». Не удивительно, что они сомкнули строй. Они ЗАМЕТИЛИ наши истребители и приготовились отразить атаку.

Я проклинал себя за глупость. До противника было всего 300 футов. Я ясно видел пулеметные башни наверху фюзеляжа и нижнюю пулеметную точку на каждом «Авенджере». В общей сложности 16 тяжелых 12,7-мм пулеметов уставились на мой одинокий самолет!

Спасения не было. Если бы я резко отвернул, я бы подставил брюхо своего «Зеро» под сосредоточенный огонь всех 16 пулеметов. Я мог только продолжать атаку. Мой самолет мчался на вражеские торпедоносцы. 270 футов... 200 футов... 160 футов...

Ближе я не мог подойти. Изо всех сил я надавил на гашетки. Мои 20-мм пушки и пулеметы одновременно выплюнули струи огня. Узкий промежуток между самолетами заполнили сверкающие и дымящиеся трассы.

ТРАХ! Ужасный, невообразимый шум. Весь мир взорвался, и «Зеро» задрожал и заметался, как игрушечный. Я не знал, что случилось. Столкновение? Я не мог сказать.

>> ДАЛЬШЕ

Сабуро Сакаи атакует звено американских "Донтлессов"



ГЛАВНАЯ

КАРТА САЙТА

ФОТОАРХИВ

Морская Коллекция



carnival cruise



Hosted by uCoz