Японский палубный истребитель A6M "Zero"

А6М "Рейсен" на службе (часть 2)

Голландская Ист-Индия - декабрь 1941 года - март 1942 года

Уже 28 декабря 1941 года 3-й Кокутай провел первый налет на Голландскую Ист-Индию. Семь А6М2 и один разведывательный самолет вышли к острову Таракан около Борнео. Здесь японцев атаковала семерка истребителей Brewster B-339 Buffalo из 1 VLG V. Японцы сбили три машины противника. Тайнан Кокутай провел первый налет на остров Тара­кан 30 декабря 1941 года, а уже 11 января 1942 года Таракан был захвачен японцами. С 3 февраля над восточной частью острова Ява разгорелись ожесточенные воздушные битвы. В первый день в боях участвовали 27 А6М2 из 3-го Кокутая и такое же количество А6М2 из Тайнан Кокутай. Дело дошло до большого воздушного сражения с американо-голландскими военно-воздушными силами, во время которого японцы из 3-го Кокутая объявили о 39 победах в воздухе и 21 победе на земле. Вместе два кокутая уничтожили 90 союзнических самолета. Это были сильно завышенные цифры, тем не менее до самого конца операции в этом районе японцы безраздельно господствовали в воздухе. Главным противником узкоглазых стали бомбардировщики В-17 Flying Fortress из 7-й группы бомбардировщиков, которые благодаря своему мощному бортовому вооружению действительно с полным правом могли называться "Летающими Крепостями". Только спустя несколько дней после начала боев (8 февраля) истребителям из Тайнан Кокутая удалось сбить над Яванским морем в лобовой атаке две "Крепости". 19 февраля над Сурабайей сошлись в бою 23 А6М2 из 3-го и Тайнан Кокутаев и 50 голландских Hawk 75 А-7 из VLG IV, американскими Р-40Е из 17-го дивизиона истребителей и голландскими Brewster В-339 Buffalo. Преодолев поч­ти 700 км от Баликпапана до цели, японские истребители обнаружили значительно превосходящие их силы противника, которые образовали большой круг над городом на высоте 3000 метров. Подлетев поближе японские летчики сбросили подвесные топливные баки и набрали высоту. Союзнические самолеты, первыми атаковали японцев - завязалось множество индивидуальных поединков. Союзники легкомысленно дали себе навязать тактику кругового боя, которая была очень выгодна для японцев. Потеряв три машины (в числе погибших был и командир авиационной группы Тайнан Кокутай - капитан Macao Асаи), японцы записали на свой счет 40 самолетов противника. В том бою унтер-офицер 1-го класса Сабуро Сакаи сбил три самолета Curtiss Hawk 75A-7. После этого боя сопротивление союзников ослабло и в дальнейшем самолеты А6М2 действовали небольшими группами над многочисленными островами, которыми изобиловал данный регион. По японским данным за период с 12 января по 3 марта 1942 года пилоты 3-го Кокутая сбили 86 самолетов и уничтожили еще 90 машин на земле. Всего с начала войны это давало 150 сбитых и 170 уничтоженных самолетов. За этот же период японцы потеряли 11 летчиков. 5 февраля истребители подполковника Ямады, подчиненные непосредственно штабу 22-го Коку Сентая, перебазировались на аэродром Кучинг, для непосредственной поддержки войск в Голландской Ист-Индии. 9 февраля разведывательный самолет и 15 А6М2 совершили налет на Батавию - столицу Ист-Индии. Над Батавией разгорелась воздушная битва, во время которой японцы записали на свой счет 12 самолетов сбитыми и 8 уничтоженными на земле, не понеся при этом потерь. 13 и 14 февраля "Зеро" сопровождали конвои с десантными войсками, направлявшиеся в Палембанг на Суматре. 14 февраля было сбито 10 бомбардировщиков Hudson, которые попробовали нанести удар по десантируемым войскам. 25 февраля самолеты, уже действуя с аэродрома Мунток на острове Бангка, сопровождали бомбардировщики, летевшие на Батавию. Во время налета "Зеро" сбили четыре союзнических самолета, потеряв один истребитель и один разведывательный самолет.

Зеро в Голландской Индии

Голландская Ист-Индия - 1941-1942

Сингапур - декабрь 1941 года - январь 1942 года

Над Сингапуром действовали истребители из 3-го и Тайнан Кокутаев, подчиненные непосредст­венно штабу 22-го Коку Сентая.

8 декабря 9 истребителей прикрывало десант в Сингоре. Примерно в 9:30 летчик Токадзи Сётаи сбил одиночного Blenheim'a. Однако японец и сам получил повреждения и совершил вынужденную посадку. Вслед за этим по разным причинам вынуж­денную посадку на воду совершили еще три японских истребителя, однако всех летчиков удалось подоб­рать. Следующие дни "Зеро" преимущественно при­крывали конвои с десантом. 22 декабря 9 А6М2 на­правили к Мири на севере Борнео и Таракан, кроме этого они защищали Кучун - место стоянки кораблей с десантом. В этот день были перехвачены три "Бленхейма", пытавшиеся прорваться к аэродрому Мири. Оставшиеся самолеты действовали с аэродро­ма Сок-Транг, ожидая постройки нового аэродрома в Кота-Бхаре. Новый аэродром был готов 26 декабря и самолеты перебазировались на него. Вскоре верну­лись самолеты, отправленные на Борнео. С 12 января дивизион истребителей из 22-го Коку Сентая вступил в бои за Сингапур. 15 января около полудня завязался бой между двумя Brewster B-339 Buffalo из 243-го дивизиона RAF и тройкой А6М2, сопровождавших бомбардировщики, атаковавшие аэродром Тенгах. "Бизоны" сбили одного "Зеро", который пилотировал унтер-офицер 3-го класса Хироси Суяма. Однако понастоящему крупные воздушные бои начались в небе Сингапура только 16 января. 12 А6М2, прикрывав­шие бомбардировщики, столкнулись с 20 истребите­лями Brewster B-339 Buffalo. В бою японцы потеряли один самолет-разведчик и объявили о 10 сбитых са­молетах противника (из десяти один вероятно). На самом деле в тот день им не удалось сбить ни одного "Бизона". До 29 января две группы истребителей посменно сопровождали бомбардировщики и разведчики, летящие на Син­гапур. За время боев за Сингапур японцы со­вершили 150 вылетов, 60 раз самолеты воз­вращались на аэродром не достигнув цели. По данным японцев было сбито 40 самолетов союзников и 3D само­летов уничтожено на земле (общие цифры потерь, включая потери от морской и армей­ской авиации). Сами японцы потеряли 5 истребителей А6М2 (в том числе две машины 18 января), 1 разведчик С5М1 и 4 бомбардировщика G3M (из которых два сбил сержант Г.Фискен на Buffalo из 243-го дивизиона RAF).

Zero A6M2 Singapore

На Сингапурском направлении

Рейды авианосцев - февраль-апрель 1942 года

Пока происходили описанные выше события, авианосцы вице-адмирала Нагумо участвовали в нескольких рейдах, потрепав союзнические базы на Цейлоне и в Австралии.

Во время рейда четырех авианосцев ("Акаги", "Ката", "Хирю" и "Сорю") на Порт-Дарвин в Австралии произошло несколько стычек между японскими истребителями сопровождения и амери­канскими истребителями из 33-го дивизиона, кото­рый возглавлял майор Флойд Пелл. 19 февраля на выполнение боевого задания вылетели 36 А6М2 и бомбардировщики. 9 "Зеро" под командованием май­ора Итая с "Акаги", действуя вместе с машинами из других подразделений, сбили четыре самолета про­тивника, и еще 8 уничтожили на земле. Самолеты с "Сорю" вернулись на авианосец, так и не обнаружив ни одного самолета противника. Всего союзники потеряли 9 истребителей Curtiss P-40 сбитыми, 2 -уничтоженными на земле и 7 австралийских бомбар­дировщиков, уничтоженных на земле. Японцы поте­ряли один А6М2 и один пикирующий бомбардиров­щик D3A1.

Карта Северной Австралии


Более крупномасштабной операцией был рейд пяти авианосцев вице-адмирала против Коломбо и Тринкомали на Цейлоне. 5 апреля 1942 года во время налета на Коломбо истребители А6М2 как обычно прикрывали бомбардировщики. 9 А6М2 с "Акаги", сопровождавших 17 бомбардировщиков B5N2, встретили английские истребители Hawker Hurricane, которые попытались перехватить японцев. Японцам удалось отогнать англичан, причем сами японцы потерь не понесли, а на свой счет записали 16 сбитых самолетов, в том числе 7 вероятно. Примерно то же самое случилось и с девяткой А6М2 с "Сорю", которую возглавлял лейтенант Фудзита. На этот раз японцы потеряв один самолет объявили о победе над 14 самолетами противника, из них 3 - вероятно. Еще больший успех одержали истребители с "Хирю". Девять А6М2 под командованием капитана Ноно объя­вила о том, что удалось сбить 16 истребителей Hurricane, 6 бомбардировщиков Faiery Swordfish и 2 Fulmar. Из этого полета не вернулся командир дивизиона, сбитый во время атаки на отряд бомбардировщиков Bristol Blenheim. 9 апреля 1942 года истребители с "Акаги", участвовавшие в налете на Тринкомали, записали на свой счет шесть английских самоле­тов. 10 А6М2 с авианосца "Сёкаку" под командова­нием капитана Канеко после одного из боев объявили о 23 сбитых самолетах противника. Потери японцев составили один самолет, пилотированный унтер-офицером 1-го класса Хаяси. Два "Харрикейна" в том бою сбил младший лейтенант Кендзи Окабе. Тех же результатов добилась и девятка А6М2 с "Дзуйкаку", возглавляемая капита­ном Макино. Сопрово­ждая 19 бомбардиров­щиков, японские ис­требители наткнулись на английские самоле­ты, посланные для пе­рехвата. Японцы объя­вили о 20 сбитых самолетах противника, по­теряв при этом два самолета и обоих лет­чиков. Одним из по­гибших был капитан Макино. Довольно радужные рапорты японских летчиков никак не согласуются с данными англичан, которые при обороне Тринкомали потеряли всего 8 "Харрикейнов" и одного "Фульмара" из 15 "Харрикейнов" (261-й дивизион RAF) и 4 "Фульмаров" (273-й дивизион RAF), защищавших базу. Японцы как всегда завысили свои результаты. Всего на Цейлоне англичане потеряли 48 самолетов (по другим данным 43), потери японцев соста­вили 18 машин, в том числе 5 А6М2.

Toyoshima's A6m2 Reisen Zero laying where it crashed on Melville Island on 19 February 1942

"Зеро" A6M2, cбитый во время рейда на Дарвин 19 февраля 1942 года, остров Мелвилл
Toyoshima's A6m2 Reisen "Zero" laying where it crashed on Melville Island on 19 February 1942.

Южная часть Тихого океана (Рабаул, Новая Гвинея) - до июня 1942 года

В конце марта - начале апреля 1942 года центр тяжести боев сместился в южную часть Тихого океана. Ключевым пунктом в том районе был Рабаул, который японцы заняли в январе и быстро превратили в свою главную базу на этом участке фронта. Вместе с более мелкими вспомога­тельными базами Рабаул рассматривался как отправ­ная точка для дальнейшей экспансии на юг - в Новую Гвинею и Австралию. Для обороны этого стратегиче­ски важного объекта был специально сформирован 4-й Кокутай, в состав которого входило 27 бомбарди­ровщиков и 27 истребителей А6М2. Очень быстро 4-й Кокутай вступил в бой. 23 февраля унтер-офицер 2-го класса Мотоцуна Ёсида в одиночку перехватил и сбил над Рабаулом В-17. После того, как японцы 8 марта захватили аэродромы в Лаэ и Саламуа, истре­бители перебазировались в Лаэ. 14 марта 1942 года 8 бомбардировщиков и 12 "Зеро", возглавляемых капи­таном Каваи, были атакованы истребителями Р-40. Во время боя 8 союзнических самолетов было сбито (в том числе 2 - вероятно), японцы потеряли два А6М2 (один из них - самолет лейтенанта Ивасаки). После проведенной 1 апреля реорганизации 4-й Кокутай был целиком укомплектован бомбардировщиками, а истребители перешли в ведение Тайнан Кокутая.

В течение следующих четырех месяцев Тайнан Кокутай провел 51 операцию - 602 боевых вылета и записал на свой счет 246 самолетов союзников (в том числе 45 - вероятно). Кроме того, японцы сбива­ли самолеты противника во время патрулирования Лаэ и Буна, а также во время атаки на остров Хорн. Всего было сбито около 300 неприятельских самоле­тов, потери японцев составили 20 самолетов и летчи­ков. Большинство сбитых самолетов противника -американские и австралийские Р-39 и Р-40.

Рабаул, лето 1942 года - Zero A6M

РАБАУЛ
A Japanese Mitsubishi Zero A6M2 Type 21 fighter at Rabaul with the Hanabuki volcano as background. The volcano's continuous activity was a good visual guide for the pilots.

Битва в Коралловом море - 7-8 мая 1942 года

Наступило время реализовать японский план захвата Порт-Морсби. Захват должен был осуществляться десантом, прикрываемым самолетами с боль­ших авианосцев "Сёкаку" и "Дзуйкаку" и малого авианосца "Сёхо". Однако американцам стали извест­ны планы японцев и они собрали в Коралловом море большие силы. Основную ударную мощь американ­цев в этом районе представляли авианосцы "Лексингтон" и "Йорктаун". 7 и 8 мая 1942 года про­изошла первая в истории морская битва, в которой с обеих сторон участвовала только палубная авиация. Истребители А6М2 сыграли в этом сражении важную роль, поскольку не дали американским бомбарди­ровщикам и торпедоносцам прорваться к своим авиа­носцам. Меньше повезло в этой битве "Сёхо". Аме­риканцы очень быстро обнаружили авианосец и на­несли по нему удар силами 93 самолетов. На борту "Сёхо" было 4 А6М2 и 2 А5М4, которые сообщили о 5 сбитых американских самолетах (американцы поте­ряли в том бою только три машины). Однако все японские истребители тоже были сбиты: три совер­шили вынужденную посадку на воду, а еще три про­пали без вести. В том бою 2-й лейтенант Уолтер Хаас из VF-42 на F4F-3 Wildcat сбил А6М2 уоррент-офицера Сигеси Имамура. Это был первый "Зеро", сби­тый истребителем ВМФ США. На сле­дующий день девять А6М2 с "Сёкаку" под командованием капи­тана Хоаси сопрово­ждали бомбардиров­щики. Эти истреби­тели сообщили о победе над 30 само­летами противника. Еще девять "Зеро" патрулировало воз­душное пространство вокруг авианосцев. В воздушном бою с американскими самолётами, пытавшимися про­рваться к "Сёкаку" было сбито два пикирующих бомбардировщика Douglas SBD Dauntless и три истребителя F4F-3 Wildcat. Один торпедоносец Douglas TBD-1 Devastator был сбит при помощи тарана. Один из японских летчиков, унтер-офицер 2-го класса Такео Миядзава таранил торпедоносец за секунду до того, как тот должен был выпустить торпеду. Однако аме­риканцам удалось добиться прямых попаданий в авианосец и "Сёкаку" получил повреждения. Только уоррент-офицер Юкуо Хандзава решил приземлиться на поврежденный авианосец, несмотря на то, что палуба была задымлена, а аэрофинишер вышел из строя. Тем не менее эта авантюра ему удалась! 9 А6М2 с "Дзуйкаку" под командованием капитана Цукамото должны были прикрывать бомбардиров­щики с "Сёкаку". Японские истребители сбили 39 американских самолетов (главным образом истреби­тели Grumman F4F-3 Wildcat и использованные в качестве истребителей пикирующие бомбардировщи­ки SBD Dauntless). Еще 10 А6М2 под командованием капитана Окадзимы прикрывали авианосцы. Больше американцам не удалось поразить японские корабли, хотя во время налетов они потеряли по японским данным 13 "Диких котов", 6 "Опустошителей" и 5 "Неустрашимых", ценой одного А6М2, который со­вершил вынужденную посадку на воду и затонул. Как всегда японцы в несколько раз завысили свои дости­жения, поскольку американцы сообщают, что в Ко­ралловом море они потеряли 33 самолета сбитыми и 36 пошедшими на дно вместе с "Леди Леке". Амери­канцы считали, что в том бою японцы потеряли 107 самолетов разных типов, в том числе 40 было сбито американскими истребителями. Так или иначе, но своей цели американцы достигли - японцы отложили десант в Порт-Морсби, это была первая победа Дяди Сэма на Тихом океане.

A6M2 на палубе «Дзуйкаку», битва в Коралловом море, май 1942 г

A6M2 на палубе «Дзуйкаку», битва в Коралловом море, май 1942 г.

Битва за Мидуэй - 4-6 июня 1942 года

В конце мая начале июня 1942 года началась реализация еще одного плана, где главная роль отво­дилась палубной авиации. Это был план захвата Ми­дуэя. Чтобы спутать планы противника, японцы планировали одновременно с главным ударом на Мидуэй нанести отвлекающий удар по Алеутским островам. План предусматривал подавление обороны острова массированным ударом палубной авиации и после­дующую высадку десанта, захват аэродрома и переба­зирование туда специально сформированного для этой цели 6-го Кокутая, который временно размещал­ся на авианосцах. Для нанесения удара по Мидуэю, кроме десантных сил, японцы выделили четыре авиа­носца: "Акаги", "Ката", "Хирю" и "Сорю", которыми командовал все тот же вице-адмирал Нагумо. Это были корабли закаленные в многочисленных боях, летчики имели за плечами большой опыт. Помимо собственных 18 А6М2, каждый авианосец нес на бор­ту по несколько машин из 6-го Кокутая. План вторжения на Мидуэй очень напоминал налет на Перл-Харбор. Половина истребителей с авианосцев должна была прикрывать бомбардировщики, а другая половина - защищать свои корабли. Истреби­телями с "Акаги", которые сопровож­дали бомбарди­ровщики, командо­вал капитан Сиране. Сиране, распо­лагая девятью ис­требителями отбил атаку американцев, попытавшихся перехватить бом­бардировщики. Во время воздушного боя японцы запи­сали на свой счет 2 F4F-3 и 13 F2A-3. Один из F2A-3, пилотированный капитаном Хамбердом сбил А6М2 с "Акаги". Отбив атаку, японцы ос­тавшийся боезапас выпустили по са­молетам, стоявшим на аэродроме и уничтожили один бомбардировщик В-17. Во время атаки аэродрома истребитель унтер-офицера 1-го клас­са Ивамы был сбит огнем зенитной артиллерии. Девят­ка "Зеро" с "Кати", возглавляемая ка­питаном Изука, сбила 12 американ­ских истребителей.

атолл Мидуэй


Потери японцев составили один самолет, который записал на свой счет капитан Марион Карл. Девятку истребителей с "Сорю", участвовавших в налете на Мидуэй, возглавлял капитан Сутанами, который од­новременно командовал всеми истребителями при­крытия. Самолеты этой девятки объявили о шести сбитых американских истребителях. А6М2 с "Хирю" командовал капитан Ясусиро Сигемацу. Эта девятка объявила о 18 воздушных победах над F4F-3 и F2A-3. Остальные самолеты кружили над своими авианосца­ми и отражали атаки американских самолетов, летев­ших с Мидуэя и авианосцев. Девятью А6М2 с "Акаги" командовал капитан Сиране. Его группа бы­ла усилена тремя истребителями из 6-го Кокутая. Эти двенадцать самолетов объявили о 51 сбитой машине американцев, из которых 30 было сбито в совместных действиях с самолетами с других авианосцев. После того как "Акаги" получил свое, большинство из этих истребителей стало заправляться и пополнять боеза­пас на "Хирю". Истребители с авианосца "Кага", защищая свой корабль сбили 32 американские машины, потеряв при этом шесть. Все истребители с "Сорю" на протяжении шестичасового боя сбили 32 американских самолета. Истребители с "Хирю" участвова­ли в ответном налете на американские авианосцы. "Хирю" оставался последним японским боеспособ­ным авианосцем. Только шесть истребителей А6М2 было послано для прикрытия 18 пикирующих бом­бардировщиков Айчи D3A1. Однако двум "Зеро" по техническим причинам пришлось вернуться назад. Оставшаяся четверка продолжала эскортировать бомбардировщики. Во время захода на цель истреби­тели сбили семь американских самолетов, японцы потеряли три А6М2. Уцелел только капитан Сигемацу, который вернулся на свой авианосец. Для при­крытия десяти торпедоносцев Накадзима B5N2 сформировали отряд из четырех А6М2 с "Хирю" и двух А6М2 с "Ката", которые перебазировались на уцелевший авианосец. Возглавлял отряд капитан Мо­ри и лейтенант Акира Ямамото. Вокруг авианосца "Йорктаун" летало более тридцати американских истребителей, японцы сбили 11 из них, заплатив за это двумя своими А6М2, в том числе машиной капитана Мори. Лейтенант Ямамото записал на свой счет четыре F4F-4. После того как американцы потопили последний японский авианосец, находившиеся в воз­духе самолеты, израсходовав топливо, упали в море. Большинство летчиков спасли миноносцы прикры­тия.

битва за Мидуэй


Японцы и на этот раз считали один сбитый самолет за два. В действительности американцы потеряли 136 самолетов, еще несколько десятков ушло на дно вместе с "Йорктауном". В свою очередь японцы потеряли все свои самолеты - около 250 - главным образом из-за потери авианосцев. Боевые потери точ­но установить очевидно не удастся никогда.

Zero A6M

Битва за атолл Мидуэй 4-6 июня 1942 года

Алеутские острова - июнь 1942 года-февраль 1943 года

Полный провал под Мидуэем заставил японцев сделать все, чтобы вспомогательный удар по Алеутским островам завершить хотя бы видимостью победы. В операции участвовали два легких авианос­ца: "Рюдзе"', который среди прочих самолетов нес 16 А6М2, и "Дзюнё"", с 22 "Зеро" на борту, из них 7 из 6-го Кокутая. 3 июня 1942 года самолеты с авианосцев нанесли удар по Датч-Харбор. Истребителями с "Дзюнё" командовал капитан Ёсио Сига, который одновременно возглавлял все самолеты, участвовав­шие в налете. В состав отряда входили 13 А6М2 с "Дзюнё", 3 А6М2 с "Рюдзё" и 7 А6М2 из 6-го Коку­тая (группу 6-го Кокутая возглавлял капитан Мияно). Ударную силу отряда составляли 12 бомбардировщи­ков D3A1 и 6 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N2. Из-за нелетной погодой над целью самолетам пришлось вернуться. Только вторая волна самолетов сумела обнаружить хоть какого-нибудь неприятеля -во время полета были обнаружены и сбиты две ле­тающие лодки американцев PBY Catalina. Нелетная погода была и на следующий день, тем не менее с "Дзюнё" в воздух поднялась группа самолетов. В новом налете на Датч-Харбор помимо бомбардиров­щиков и торпедоносцев участвовали 5 А6М2 с "Дзюнё" (капитан Сига) и 6 А6М2 с "Рюдзё" и 6-го Кокутая (капитан Мияно). После того, как японцы отбомбились, им на перехват поднялись восемь аме­риканских истребителей Р-40, базировавшихся на аэродроме Умнак. Японцы потеряли один "Зеро" и два D3A1 и объявили о победе над шестью Р-40. Американцы же утверждают, что в том бою они по­теряли один Р-40, другой Р-40 разбился, совершая вынужденную посадку. Эта история получила неожи­данное продолжение. Во время налета на Датч-Харбор у А6М2 унтер-офицера 1-го класса Тадаёси Кога был перебит бензопровод и пилот совершил вынужденную посадку на одном из островков. При посадке самолет скапотировал и пилот погиб. Вскоре сбитый самолет обнаружили наблюдатели с патруль­ной летающей лодки американцев. Американцы вос­становили поврежденный самолет и всесторонне ис­пытали его. Американцам стали известны слабые стороны машины, это позволило разработать эффективную тактику борьбы с А6М2.

A6M2 над Алеутскими островами


В конце концов японцы захватили два острова - Атту и Киска Оба острова находились в зоне, контролируемой авиацией с Датч-Харбор. Поскольку на островках строить аэродромы было невозможно, чтобы обеспечить защиту с воздуха японцы органи­зовали там базу гидросамолетов A6M2-N. В первый раз алеутские гидропланы вступили в бой 8 июля, когда атаковали одиночный В-24, однако воздушная баталия закончилась нулевой ничьей. 12 июля япон­цы атаковали группу из трех В-17 и семи В-24. После боя японцы сообщили, что им удалось повредить один В-24, в то время как в действительности, амери­канцы потеряли один В-17. На протяжении всего августа 1942 года противники совершали "профилактические рейды" друг против друга, но достичь победы ни одной из сторон не удалось. Толь­ко 14 сентября началась крупная игра. Уже давно американцы совершали регулярные налеты. После одного из таких налетов, 14 сентября над островами японским A6M2-N удалось перехватить одиночный Р-38 из 54-го дивизиона, который фотографировал результаты бомбардировки. Японцы посчитали американский истребитель вероятно сбитым, в то время как американцы заявили, что Р-38 был только повре­жден огнем зенитной артиллерии, а японцам приписали повреждения разведчика LB-30. На следующий день американцы произвели еще более мощный на­лет, под прикрытием еще большего числа истребите­лей. Японцы послали в перехват четыре гидроплана Два A6M2-N не вернулось на базу, а из оставшихся двух унтер-офицер 2-го класса Й.Сасаки заявил о победе над тремя Р-38 и одним одномоторным истре­бителем, а унтер-офицер 2-го класса Минору Минадзава записал на свой счет одного Р-38 сбитого навер­няка и еще одного вероятно. В свою очередь амери­канцы утверждали, что в том бою они сбили пять японских гидросамолетов, в том числе один биплан, а еще один гидроплан расстреляли на воде. Собствен­ные потери американцы оценивали в два Р-38. В ре­зультате у японцев остался только один боеспособ­ный самолет, поскольку гидроплан унтер-офицера Сасаки получил серьезные повреждения и совершил вынужденную посадку. Пытаясь дотянуть до аэродрома по поверхности воды, A6M2-N скапотировал. 25 сентября японцы получили пополнение. За все время боев в этом стратегически второстепенном районе японцам удавалось держать противника в постоянном напряжении. Однако силы, сконцентри­рованные японцами на Алеутах, были незначитель­ными, поэтому сколько-нибудь впечатляющих ре­зультатов добиться им не удалось.

27 марта 1943 года американцы высадили на Киске десант, и японцам пришлось отвести гидропланы с Алеутских островов. Личный состав 452-го Кокутая был эвакуирован на подводной лодке. После пополнения и переформирования, происходивших в Ёкосуке, 452-й Кокутай направили на север, на ост­ров Шумушу (Чисима). Первым боевым заданием "реставрированного" кокутая был перехват амери­канских бомбардировщиков, летевших на остров Парамушир. Десять из сорока, имевшихся в том районе, A6M2-N отправилось выполнять приказ. Японцы сообщали, что им удалось сбить два В-24 наверняка и еще один вероятно. Затем кокутай возвратился в Ёкосуку и 1 октября 1943 года был расформирован. За время своего существования кокутай сбил 17+6 само­летов противника, потеряв при этом в боях 8 A6M2-N и шестерых пилотов, еще четыре самолета вместе с пилотами было потеряно от зенитного огня амери­канцев. Находясь на Алеутах, 452-й Кокутай получил в качестве пополнения не менее 35 гидропланов, большинство из которых погибло от штормов.

Zero A6M2 - крушение на Алеутах

This Zero, an A6M2 Model 21, has come to be known as 'Koga's Zero' after its pilot, Flight Petty Officer Tadayoshi Koga. It was the first Zero to fall into the hands of the Allies more or less intact, and was discovered by a patrolling PBY on the island of Akutan in the Aleutians in July of 1942.

>> ДАЛЬШЕ



ГЛАВНАЯ

КАРТА САЙТА

ФОТОАРХИВ

Первые грибные блюда.

Беларусь




Hosted by uCoz