Японский палубный истребитель A6M "Zero"

А6М "Рейсен" на службе (часть 4)

Юго-западная часть Тихого океана, Голландская Ист-Индия, Австралия, Пелелью, Биак - март 1943 года - июль 1943 года

Весной 1943 года 5-я Воздушная Армия США, расположенная в Австралии, перешла к актив­ным боевым действиям. Осенью 1942 года в Порт-Дарвин прибыл отряд английских истребителей Spitfire, возглавляемый подполковником Кливом Колдуэллом. Личный состав отряда составляли вете­раны боев в Европе и Северной Африке. Японцы узнали об этом, и решили, что противник готовит наступление на Голландскую Ист-Индию и Филиппи­ны. Поэтому было решено усилить наступление в этом районе, чтобы предотвратить концентрацию сил противника. Главной силой у японцев на этом участке фронта был 202-Й кокутай (бывший 3-й кокутай), оснащенный истребителями А6М "Зеро" и базиро­вавшийся на аэродроме Купанг на Тиморе. 15 марта японские летчики доложили о том, что в районе Порт-Дарвина ими были сбиты 4 "Спитфайра". 2 мая 1943 года 27 А6М майора Судзуки, сопровождавшие 25 G4M1, на Порт-Дарвином завязали 15-минутный воздушный бой с 33 "Спитфайрами". Сообщалось, что удалось сбить 21 самолет противника потеряв пять А6МЗ и один G4M1. Союзники, в свою очередь, признали потерю только 8 самолетов (5 сбито и 3 разбилось при вынужденной посадке) и двух летчиков. Позже, на протяжение первой половины сентяб­ря 1943 года 202-й кокутай провел шесть налетов на Порт-Дарвин, Брокс-Крик и другие пункты, записав на свой счет 101 самолет союзников, ценой трех ис­требителей и двух сопровождаемых бомбардировщи­ков. Союзники утверждают, что за этот период они потеряли всего 38 самолетов. Так или иначе, но это был значительный успех, который способствовал укреплению мифа о непобедимости японского истребителя. С другой стороны 202-й кокутай находился в довольно благоприятных условиях: опытные пилоты, перерывы для отдыха и подготовки, противник, охот­но принимавший тактику боя на горизонталях.

В марте 1943 года сформировали 934-й ко­кутай, который прибыл на остров Амбон вместе с гидросамолетами A6M2-N. В конце апреля его пере­базировали на аэродром Таберфан (острова Ару), где японцам пришлось вести постоянные бои с английскими самолетами "Beaufighter" из 31-го дивизиона RAAF, "Hudson" из 2-го и 13-го дивизионов RAAF, голландскими В-25 из 18-го (NEI) дивизиона и В-24 из 319-го дивизиона USAAF. Первую победу японцы одержали 25 апреля, когда унтер-офицер 3-го класса Хиденори Мацунага сбил "Бьюфайтер" из 31-го ди­визиона RAAF. На следующий день японцы сбили еще один "Бьюфайтер". 6 мая англичане нанесли от­ветный удар, когда два "Бьюфайтера" уничтожили на воде семь гидропланов, в том числе четыре A6M2-N. Японским зенитчикам удалось сбить один английский самолет. На следующий день англичане повторили налет, на этот раз в нем участвовало пять "Гудзонов". 2 A6M2-N перехватили англичан и записали на свой счет два сбитых самолета. 24 июля 3 A6M2-N пере­хватили 8 "Бьюфайтеров" и сбили одного (по япон­ским данным двух). 17 августа англичане сбили пер­вый A6M2-N, который пилотировал рядовой Осаму Ёза. 21 августа 6 "Бьюфайтеров" снова атаковали японскую базу и сбили самолет унтер-офицера 3-го класса Тою Инохана, который попытался подняться в воздух. Сам Инохана умер от полученных ран. 31 августа японцы сбили один "Бьюфайтер". 21 ноября 1943 года 2 A6M2-N перехватили шесть "Бьюфайтеров", сопровождавших бомбардировщики В-25. Обе стороны потеряли по одному истребителю. В тот же день японцы атаковали семь В-24, бомбар­дирующих остров Ару. Сообщалось, что потеряв один гидроплан уоррент-офицера Т.Кадагучи (пилот погиб), японцы серьезно повредили один американ­ский бомбардировщик. 10 декабря 934-й кокутай покинул аэродром Таберфан и перелетел на базу в Маноквари в западной части Новой Гвинеи. Новой задачей кокутая была защита строившегося там аэро­дрома. 21 декабря два A6M2-N перехватили группу В-24, бомбардировавших недостроенный аэродром и рапортовали об одном сбитом и двух поврежденных самолетах противника. 12 января шесть A6M2-N ата­ковали еще одну группу В-24 и сообщили о повреждении трех бомбовозов. Позднее 934-й кокутай пере­оснастили более современными гидропланами N1K1 "Кефу".

30 марта самолеты с американских авианосцев нанесли массированный удар по Перелью. Несмотря на численное превосходство американцев, японские истребители из 201-го, 261-го, 263-го и 501-го кокутаев бросились отражать атаку. Пилоты 201-го кокутая докладывали о победе над 17 истребителями F6F Hellcat, потеряв при этом 9 самолетов сбитыми, 9 поврежденными и 2 разбившимися при вынужденной посадке. 251-Й кокутай был здорово помят, потеряв 20 из 23 истребителей, поднявшихся в воздух и 8 машин на земле. Пилоты кокутая сообщили о 18 сби­тых самолетах противника. Из 12 истребителей 501-го кокутая на базу не вернулось пять, в том числе самолет командира группы, капитана Томодзиро Ямагучи. Пилоты этого кокутая записали на свой счет четыре самолета противника.

263-й кокутай в этот день имел 25 боеспособных "Зеро". Потеряв 15 самолетов в воздухе и три на земле, летчики этого кокутая смогли сбить только 5 американских машин.

В конце мая 1944 года 202-й кокутай (командир - майор Хидеки Синго) был переброшен на остров Халмахера. В то время часть насчитывала в своем составе 50 истребителей. На новом месте кокутаю пришлось участвовать в тяжелых боях за Биак, и до 10 июня численность кокутая сократилась на 21 машину. Оставшиеся 16 боеспособных самолета 17 июня перебазировали на Пелелью, откуда они участ­вовали в операции "А-го". В боях за Биак участвовал и 343-й кокутай, который также понес значительные потери.

Elements of the Zuikaku Sentoki-Tai operated from Buin airfield on Bougainville Island during January and February 1943

Elements of the Zuikaku Sentoki-Tai (Zuikaku Fighter Force) operated from Buin airfield on Bougainville Island during January and February 1943 while on temporary duty, detached from their ship, the aircraft carrier Zuikaku. This unit claimed about 40 victories while flying aerial cover operations in support of Japanese troop units being evacuated from Guadalcanal. Warrant Officer Shigemi, flying his A6M2 Reisen Type Zero Carrier-Based Fighter Model 21, s/n 6544, tail number AI-1-129, was shot down and killed in combat on February 4, 1943 while flying as a member of the Zuikaku Fighter Force on Bougainville.

Острова Гилберта, Маршалловы острова, нейтрализация базы Трук, первые атаки на Марианские острова - июнь 1943 года - апрель 1944 года

В сентябре 1943 года японцы перехватили несколько американских радиограмм, из которых следовало, что противник готовит большое наступле­ние на острова Гилберта. 19 сентября американцы нанесли массированный авиационный удар по атоллу Тарава. 6 октября сто американских самолетов, в ос­новном истребителей, совершили налет на атолл Уэйк, расположенный в центральной части Тихого океана. Японцы успели собрать для обороны только 26 А6М из расположенных там двух дайтаев 252-го кокутая. Потеряв 16 машин вместе с пилотами, японцы посчи­тали сбитыми 14 американских самолетов. После того, как японцам стало известно, что Уэйк подверга­ется удару с воздуха, капитан Цукамото во главе шес­ти "Зеро" совершил 600-км бросок с Тароа на Уэйк, чтобы помочь отразить атаку американце». В 30 ми­лях от атолла японцев атаковали американские "Хеллкеты" и сбили три "Зеро". Только три самолета добрались до цели и на протяжении нескольких дней были единственными боеспособными машинами, в то время как все имевшиеся там самолеты представляли собой груды дюраля на изрытом воронками аэродроме.

24 ноября капитан Сухо повел 19 "Зеро", каждый из которых нес под крыльями по две 60-кг бомбы, на американские позиции на острове Макин. Перед целью японцы наткнулись на тридцать "Хеллкетов", пришлось вступить в бой. Японцы по­теряли 9 самолетов, посчитав сбитыми 10 машин противника. На следующий день лейтенант Сумио Фукуда повел 24 "Зеро" выполнять то же задание. Отбомбившись, японцы опять наткнулись на "Адских котов" и в бою потеряли шесть машин. Американцы добились в этом районе полного перевеса в воздухе и японцы стали избегали участвовать в воздушных бо­ях.

В конце года с новой силой вспыхнули бои в других частях Тихого океана. 5 декабря 1943 года американцы атаковали атолл Руа, входящий в состав Маршалловых островов. 281-й кокутай, который бук­вально накануне был перебазирован на остров, послал на перехват американских палубных самолетов 27 А6М, из которых 10 не вернулось назад. В тех местах дислоцировался отряд истребителей авианосца "Секаку". Очевидно, морские летчики на земле чув­ствовали себя не так уверенно как в открытом море, и потеряли 16 истребителей, в том числе 15 на аэро­дроме. Американцы, утверждали, что они уничтожили 28 японских самолета, потеряв при этом 4 маши­ны. Японцы же записали на свой счет 24 американ­ских самолета и еще 6 машин считали сбитыми веро­ятно. Вся тяжесть боев легла на плечи 281-го кокутая, а 252-й кокутай оказывал поддержку. 30 января 1944 года американцы снова атаковали Руа. На протяже­нии 30 и 31 января 281-й кокутай потерял все самоле­ты, а 1 февраля, когда американцы высадили десант, личный состав кокутая участвовал в обороне острова и весь погиб в бою.

Теперь единственной частью истребителей в регионе остался 252-й кокутай, который базировался на острове Тароа. Начиная с конца декабря 1943 года истребители кокутая под командованием лейтенанта Фукуды постоянно летали на перехват американских В-24, подготавливающих "почву" для высадки амери­канских войск на Маршалловых островах. Против американских бомбардировщиков японцы использо­вали тактику лобовой атаки с высоты - рензоку чукудзё когекико. Всего японцы записали на свой счет 50 американских самолетов, но и сами понесли тяже­лые потери, как в воздухе, так и на земле в результате бомбардировок.

В этом районе главным японским козырем была база Трук на Каролинских островах. 17 и 18 февраля 1944 года американцы провели операцию "Hailstone", имевшую целью нейтрализовать эту базу. Силами японцев (следует заметить довольно значи­тельными) на атолле, прозванным "Гибралтаром Тихого океана", командовал контр-адмирал Чуйчи Хара. Американская разведка засекла 68 японских самоле­тов на острове Моэн, две базы гидросамолетов с 27 машинами, большой аэродром на острове Этен с 20 боеготовыми машинами и 180 самолетами в ремонте или на техосмотре, аэродром на острове Парам с 40 самолетами. Кроме того, японцы располагали други­ми видами вооружений. Японцы засекли в эфире ра­боту корабельных радиостанций, а 17 февраля их радары обнаружили в воздухе несколько больших групп самолетов противника. Была объявлена тревога и в воздух поднялись все имевшиеся в наличии боеспособные машины: 31 самолет 204-го кокутая. 8 самолетов 201-го кокутая и 27 - (в том числе 10 истре­бителей-бомбардировщиков) 501-го кокутая. Яростный бой продолжался до сумерек, к этому времени у японцев остался только один боеспособный самолет. Несмотря на большое количество истребителей, выставленных японцами, американцы стерли базу с лица земли. Только на аэродромах был уничтожен 81 самолет, еще 31 (по японским данным) американцы сбили во время воздушного боя. Японцы утверждали, что они сбили 31 аме­риканский самолет, а по данным американской сто­роны японцы потеряли сбитыми 56 самолетов, а сами американцы - 19 ма­шин. После этого налета база долго не могла восста­новить прежний боевой потенциал. 204-й кокутай потерял 18 летчиков и 4 марта 1944 года эту часть официально расформировали. С момента своего по­явления (как 6-й кокутай) до расформирования пило­ты кокутая только в воздухе сбили около 1000 само­летов противника, не считая машин, уничтоженных на земле.

В боях участвовали 8 A6M2-N 902-го кокутая. Эти гидропланы оказались в Труке в октябре 1943 года и базировались на маленьком островке Гринвич. 17 февраля в 4:40 эти самолеты поднялись в воздух вместе с четырьмя F1M2. Японцы еще не ус­пели образовать боевой строй, как появились истребители F6F-3 Hellcat. Завязалось несколько индиви­дуальных воздушных боев, в которых два японских пилота сбили по два "Хеллкета", при этом оба япон­ских гидроплана были сбиты. Третий пилот успел сбить только один самолет, прежде чем сам попал в перекрестье прицела американского истребителя. Всем трем сбитым японцам удалось спастись. После боя на базу в Гринвиче вернулся только один само­лет. Во время отражения второй волны последний гидроплан получил тяжелые повреждения и совер­шил вынужденную посадку. Так 902-й кокутай поте­рял все свои A6M2-N.

Вскоре после первых налетов - 23 февраля 1944 года американцы провели подобную операцию против японских аэродромов, расположенных север­нее, на Марианских островах. Противника атаковали 20 А6М2. Прибывший на Марианы (остров Тиньян) только 21 февраля и еще слабо обученный 263-й ко­кутай послал на перехват 11 А6М из которых ни один не вернулся назад. Еще 6 машин 263-й кокутай поте­рял на земле и фактически перестал представлять сколько-нибудь заметную боевую единицу. Потери понес и частично оснащенный А6М5 343-й кокутай. Американцы посчитали уничтоженными 60 самоле­тов противника, потеряв шесть своих машин, в действительности японцы потеряли 11 самолетов сбитыми и 30 уничтоженными на земле.

Захватив Маршалловы острова, американцы планировали повернуть острие наступления на Марианы и дальше на метрополию. Снова на пути Дяди Сэма встала база Трук, которую в прошлый раз аме­риканцам не удалось полностью уничтожить. Японцы чувствуя, что это их последний оплот, лихорадочно перебрасывали на Трук все новые и новые подкрепления. 30 апреля американцы провели новый налет на базу. На перехват японцы бросили 54 истребителя "Зеро", большинство из которых принадлежало выве­денным в феврале из Рабаула 253-му, и 202-му кокутаям. В ходе яростного боя японцы записали на свой счет 32+2 самолета противника, потеряв при этом 28 истребителей А6М, в том числе 20 из 253-го кокутая. На этот раз американцы оценили свои потери в 35 самолетов, то есть больше, чем сообщали японцы. Американские пилоты доложили о 59 воздушных победах и 34 самолетах противника, уничтоженных на земле. После этого налета база в Труке потеряла всякое стратегическое значение. В качестве любо­пытного факта следует упомянуть, что при обороне Трука в марте 1944 года японцы (253-й кокутай) впервые стали использовать против американских В-24, летящих бомбить японские позиции, специальные бомбы No 3. Результаты были не слишком впечат­ляющими. Тем не менее японцам удалось сбить не­сколько бомбардировщиков, впрочем им за это пришлось заплатить большим количеством собственных самолетов.

Zero A6M3

A6M3

Марианские острова

Чтобы обезопасить свой фланг, американцы атаковали Марианские острова, высадив 15 июня 1944 года десант на остров Сайпан. Японцы поспеш­но соорудили воздушное прикрытие, которое должно было воспрепятствовать американцам бомбардиро­вать береговые укрепления и аэродромы. В большой битве над Марианами, разыгравшейся 11 июня 1944 года Япония использовала 139 истребителей из 201-го, 261-го, 263-го, 265-го и 343-го кокутаев, главным образом А6М разных модификаций и немного J2M3 "Райден". Японцы потеряли 22 самолета, потери американцев оценивались в 9 машин. Среди 22 сби­тых японских истребителей были все 12 А6М из 265-го кокутая, расположенного на Сайпане. Американцы сообщали, что ими потеряно 11 самолетов, потери японской стороны определялись в 70 машин.

Чтобы воспрепятствовать американцам со­вершать налеты на Марианские острова, японцы на­чали операцию "А-го". По плану "А-го" японцы должны были потопить американские авианосцы, лишив тем самым противника ударных сил, и скинуть в море высаженный на острова десант. Воплощать план пришлось главным образом японской палубной авиации.

601-й кокутай, сформированный в результате реорганизации палубной авиации в начале 1944 года и приданный 1-му дивизиону авианосцев. ("Тайхо", "Сёкаку", "Дзуйкаку") участвовал в первой волне налета на американские авианосцы, обнару­женные к западу от Сайпана. В первой волне летело 48 А6М5 и несколько десятков бомбардировщиков D4Y2 и B6N2. Путь японских самолетов лежал мимо своей эскадры адмирала Куриты. Японские моряки, не ожидавшие увидеть такого количества самолетов, приняли их за американцев и открыли заградитель­ный зенитный огонь. Японские самолеты рассыпали строй и тут их атаковали многочисленные "Хеллкеты". Японцы потеряли 75% машин - 32 А6М5, 41 D4Y2 "Суйсей" и 23 B6N2 "Тензан". На базу не вернулись командиры трех дайтаев. Вторая волна - 4 А6М2, 10 D4Y2 и 4 B6N2 - вернулась, не найдя кораблей противника. Пока самолеты второй волны безуспешно отыскивали цель американцы на­несли ответный удар и торпедировали авианосцы "Тайхо" и "Сёкаку". В сумерках следующего дня ос­тавшиеся авианосцы адмирала Озавы были атакованы американской авиацией. Японцы пробовали защищаться и подняли в воздух остатки 605-го кокутая - 8 А6М5, которыми командовал 2-й лейтенант Ёсио Фукуи. Японцы сообщили о 15 воздушных победах, но наступившая ночь заставила все истребители со­вершить вынужденную посадку на воду. После всех описанных событий 605-й кокутай насчитывал 4 А6М5, 2 D4Y2 и 1 B6N2 - всего несколько процентов от своего первоначального состава.

Примерно та же участь ожидала и 652-й ко­кутай, сформированный 10 марта 1944 года и базиро­вавшийся на авианосцах 2-го дивизиона ("Дзунё", "Хие"' и "Рюхо"). В первой волне отправилось 47 машин, в том числе 15 А6М5 и 25 А6М5 с 250-кг бомбами на внешней подвеске. Неопытные пилоты не смогли удержать строй и первая волна разделилась на две группы. Первую группу перехватили американ­ские истребители и сбили 2 А6М5, 4 А6М5 с бомбами и 1 B6N2. Вторая группа не смогла найти цели. Вто­рая волна вылетела через 2 часа 20 минут после пер­вой и также разделилась на две части. Первая часть (6 А6М5 и 9 D4Y2) также сначала не нашла противника и уже повернула на базу Рота для посадки, где на­ткнулась на американские авианосцы. Японцы по­пробовали атаковать, но понеся потери (1 А6М5 и 5 D4Y2), отступили. Вторая группа (27 D3A2, 20 А6М2 и 2 B6N2) также не нашла цели и направлялась на Гуам, чтобы совершить там посадку, проведя три часа в воздухе, как была атакована отрядом из 27 F6F-3 Hellcat майора Делила Маккемпбелла. Ценой 6 "Хеллкетов" американцы сбили 19 А6М5, 20 D3A2 и 1 B6N2. В 652-м кокутае осталась только треть ма­шин - 19 А6М5, 19 А6М5 в варианте истребителя-бомбардировщика и 8 B6N2. На следующий день 19 истребителей и 7 истребителей-бомбардировщиков А6М5 отправились на перехват большой группы американских самолетов, направлявшихся к японским авианосцам. Японцы доложили о 2 сбитых F6F-3 Hellcat и 9 TBF Avenger. Сами японцы потеряли 11 самолетов, еще три машины совершили вынужден­ную посадку. Тем не менее американцы прорвались к авианосцам, пустили на дно "Хиё" и серьезно повре­дили "Дзунё"'. После битвы в 652-м кокутае осталось всего 17 самолетов - 11 А6М5, 5 А6М5 (истребитель-бомбардировщик) и 1 B6N2. Вскоре после описанных событий - 10 июля 1944 года - кокутай расформиро­вали.

В операции "А-го" также участвовал и 653-й кокутай, базировавшийся на авианосцах 3-го диви­зиона ("Читосе", "Чиёда" и "Дзуйхо"). Летчики этого кокутая были самыми неопытными. Парк кокутая составляли 63 истребителя А6М разных модифика­ций, включая "старичков" А6М2. Большинство самолетов - 45 машин - были приспособлены брать бомбы на внешнюю подвеску. В первой волне вылетели все 45 истребителей-бомбардировщиков, несущих по 250-кг бомбе, и 8 B6N2. Прикрытие осуществляли 14 А6М5 под началом капитана Накагавы. Примерно в 11:20 японские самолеты были перехвачены 11 "Хеллкетами" с авианосца "Эссекс". Вскоре подоспе­ли американские истребители с других авианосцев. В ходе короткого боя "Хеллкеты" сбили 2 B6N2, 32 А6М5 с бомбами и 8 А6М5 сопровождения. На сле­дующий день японские истребители из 653-го коку­тая, вместе с машинами из 652-го кокутая, отбивали налет американцев на собственные бомбардировщи­ки. Всего японцы записали на свой счет 20 самолетов противника, понеся при этом огромные потери. По­сле завершения операции "А-го" в 653-м кокутае ос­талось только 11 самолетов (2 А6М5, 3 А6М5 истребитель-бомбардировщик, и 6 B6N2).

Кроме палубной авиации в операции "А-го" участвовали и истребители наземного базирования. 253-й кокутай, насчитывавший 13 боеспособных са­молета 19 июня в полном составе отправился выпол­нять боевую задачу. Возглавлял группу майор Окамото. Истребители прикрывали бомбардировщики. Уже заходя на посадку на аэродром острова Гуам, японцы столкнулись с американскими истребителями. В ре­зультате завязавшегося боя большинство "Зеро" так и не долетело до аэродрома. Та же участь была угото­вана и 261-му кокутаю, который разделил свои само­леты между базами на значительном пространстве Тихого океана. Оставшиеся на Сайпане самолеты были потеряны в период с 27 мая по 15 июня. За этот период кокутай записал на свой счет 76 самолетов противника, потеряв при этом 28 машин. 202-й коку­тай, базировавшийся на Пелелью, также участвовал в операции "А-го" и направил на Гуам часть своих са­молетов. В период между 11 и 18 июня кокутай поте­рял более 20 машин и полностью потерял боеспособ­ность. 343-й кокутай также потерял все самолеты в ходе битвы у Марианских островов. 10 июля 343-й кокутай расформировали. Операция "А-го", назван­ная также первой битвой на Филиппинском море, была полностью проиграна Японией.

Zero A6M5

Марианские острова

Иводзима

На Иводзиме базировалось полтора десятка А6М5 265-го кокутая, которых не смогли перебросить на Марианы. 15 июня 1944 года эти самолеты участвовали в воздушном бою с американской палуб­ной авиацией и понесли тяжелые потери.

25 июня 1944 года американские самолеты с авианосцев атаковали аэродромы, расположенные на Иводзиме. В воздух поднялись все способные дер­жаться в воздухе машины 252-го кокутая. Сообща­лось, что японцы сбили 19 американских истребите­лей, потеряв при этом 10 машин, в том числе самолет капитана Нобуо Ава - командира 302-го хикотая. Американцы повторили налеты 3 и 4 июля. Японцы потеряли 14 самолетов, потери американцев оценива­лись в 13 машин. Последние самолеты поднимались в воздух, только чтобы перехватить американские В-29. Командир 317-го хикотая - капитан Хидехиро Накава - за весь период пребывания на Иводзиме - до конца сентября 1944 года - участвовал в 19 воздушных боях и сбил два самолета, повредив еще три. 21 ноября капитан погиб, тараня своим А6М5 самолет против­ника, 317-й хикотай под руководством лейтенанта Кендзи Омуры провел 27 ноября налет на аэродром в Сайпане. К цели отправилось 11 А6М5 с 250-кг бом­бами на внешней подвеске. Ни один самолет на базу не вернулся.

Zero A6M3

Иводзима

Подготовка вторжения на Филиппины, налеты на Тайвань - октябрь 1944 года

Американцы, помня о роли Тайваня в атаках японцев на Филиппины в 1941 году, перед высадкой на Филиппинах, решили нейтрализовать японские аэродромы на острове.

12 октября 43 самолета 312-го хикотая 221-го кокутая участвовали в отражении налета амери­канцев, записав на свой счет 23 машины противника, потеряв 15 истребителей. 16 октября 16 "Зеро" (в том числе 11 из 312-го хикотая) сопровождали бомбарди­ровщики, летевшие бомбить американские корабли. Однако большинство самолетов вернулось, не долетя до цели, а из тех, что все же добрались, два было сби­то.

14 октября летчики 254-го кокутая в воз­душном бою с американскими палубными самолета­ми сбили три F6F-3. 16 октября 6 А6М под командованием лейтенанта Минами сопровождало бомбарди­ровщики в атаке на американские авианосцы. Во вре­мя этого вылета японцы сбили 2 F6F.

Для защиты острова направили 653-й кокутай, придав его 2-му Коку Кантаю (Воздушному фло­ту). В боях кокутай потерял почти половину своих самолетов.

Zero A6M5

Mitsubishi Zero A6M5 Model 52c are sent back from Korea to Kyushu island, to take part in a Kamikaze attack (early 1945).

>> ДАЛЬШЕ



ГЛАВНАЯ

КАРТА САЙТА

ФОТОАРХИВ

Пицца грибная.

Болгария




Hosted by uCoz