Японский палубный истребитель A6M "Zero"

А6М "Рейсен" на службе

Китай 1940-41

Первыми машинами, попавшими в боевую часть были шесть самолетов А6М2 модель 11 под командованием капитана Тамоцу Ёкокяма из Ёкосука Кокутай, которые 21 июля 1940 года были включены в состав 12-го Кокутая. 12-й Кокутай дислоцировался в Ухане (Китай). Вскоре своим ходом прибыло еще девять машин А6М2 модель 11. Первый боевой вылет состоялся 19 августа. 12 машин под командованием капитана Ёкоямы прикрывали бомбардировщики Мицубиси G3M2. Однако китайская разведка сообщила, что на этот раз бомбардировщики получили прикрытие, и на всем маршруте, японцам не встретился ни один китайский самолет, хотя обычно в воздухе роились десятки истребителей, охотившихся за японскими бомбардировщиками. Только 13 сентября 1940 года во время третьего боевого вылета 13 А6М2 под командованием капитана Сабуро Синдо получили информацию от разведывательного самолета о том, что в районе аэродрома Чункин в воздухе кружит большое количество китайских истребителей. Японцы тот час атаковали ничего не подозревавших китайцев. Из тридцати истребителей И-152/И-153 и И-16 удалось спастись только трем, а двадцать семь машин было сбито. Японцы не потеряли ни одного) самолета. Уоррент-офицер Косиро Ямасита сбил пять машин, унтер-офицер 2-го класса Ёсиро Оки - четыре самолета, а унтер-офицер 1-го класса Тораичи Такацука - три самолета. Этот необычайно удачный дебют громким эхом отозвался в высших кругах японского ВМФ и среди командования китайских ВВС. Вскоре новые самолеты начали поступать в 14-й Кокутай, также действующий в Китае. Девять машин А6М2 модель 11 поступили в 14-й Кокутай в сентябре 1940 года, В сентябре того же 1940 года японцы предприняли налет на китайскую базу в Куньмине в юго-западном Китае. В акции участвовало 27 бомбардировщиков G3M и 7 А6М2 модель 11, под командованием капитана Мицуги Кофукуда. Выйдя к цели через два часа после вылета, японские истребители обнаружили в воздухе большое количество китайских истребителей И-15, И-16 и Curtiss Hawk III. В течение 15 минут 13 китайских самолетов было сбито, еще четыре машины японцы уничтожили на земле. 12 декабря 1940 года семерка "Зеро" после долгого 550-км перелета, ведомая армейским разведывательным самолетом, вышла к китайскому аэродрому Сянъюнь и уничтожила 22 самолета противника. До лета 1941 года истребительные дивизионы 12-го и 14-го Кокутаев действовали не только в районе Чунькина и Ченту, но благодаря большой дальности залетали на Тянь-Шань (провинция Шаньси) и в район Наньчен Кванъяна, а также участвовали в разведывательных полетах над Ланчжоу. Результаты использования А6М2 "Зеро" в Китае оказались впечатляющими - японские истребители сбили 103 самолета противника, еще 163 самолета было уничтожено на земле, потери японцев составили три машины, сбитых огнем зенитной артиллерии.

В середине сентября 1941 года силы мор­ской авиации подверглись реорганизации, 12-й и 14-й Кокутай были расформированы, а самолеты переданы в другие части.

Zero A6M2 в Китае

A6M2 Модель 11 над Китаем, 1940 г.

Перл-Харбор 7(8) декабря 1941 года, Уэйк 21-23 декабря 1941 года

8 декабря по токийскому времени (в Перл-Харбор было еще 7 декабря) началась война на Тихом океане. Массированный удар по силам американского тихоокеанского флота был нанесен исключительно силами палубной авиации, базировавшейся на шести авианосцах: "Акаги", "Ката", "Хирю", "Сорю", "Секаку" и "Дзуйкаку". В налете участвовали пики­рующие бомбардировщики Тип 99 (Аичи D3A1), торпедоносцы Тип 97 (Накадзима B5N2) и истреби­тели Тип 0 модель 21 (Мицубиси А6М2 модель 21). В состав первой волны самолетов входило девять "Зеро" с "Акаги", под командованием майора Сигеру Итая. Одновременно Итая возглавлял группу из всех 43 истребителей, поднявшихся с взлетных палуб всех шести авианосцев и участвовавших в первой волне налета. Из-за того, что американцы не смогли долж­ным образом ответить японцам, истребители первой волны не имели никакой работы. Над Перл-Харбором кружили лишь один самолет-наблюдатель и три учебных самолета американцев, которые были сразу же сбиты. Не найдя противника в воздухе японские истребители стали искать его на земле. На бреющем полете японцы расстреляли на аэродромах Хикем и Юа около 25 американских самолетов, стоявших на земле. Первый ведомый майора Итая унтер-офицер 1-го класса Такеси Хирано получил прямое попадание с земли и его самолет рухнул на землю. В первой волне налета участвовали девять А6М2 с авианосца "Ката", возглавлял девятку капитан Сига. С авианосца "Сорю" в воздух поднялось 8 истребителей первой волны, эту группу возглавлял капитан Масайи Сута­нами. Истребители с "Сорю" совершили налет на аэродромы Уилер и Юа, уничтожив на земле 27 са­молетов противника. Кроме того, унтер-офицер 3-го класса Синичи Судзуки сбил два американских са­молета, а рядовой Исао Доикава - три. После атаки капитан Сутанами не смог определить курс назад и решил вместе с пятью пилотами своего чутая совер­шить самоубийство. К счастью по пути им встрети­лись самолеты с другого авианосца, которые помогли незадачливому капитану вернуться на базу. С авиа­носца "Хирю" в первой волне участвовали шесть "Зеро", возглавлял группу капитан Окадзима. Эта шестерка обстреляла стоявшие на аэродроме Юа около 40 американских самолетов, из них 27 машин за­горелось. Без потерь группа вернулась на свой авиа­носец. Авианосец "Сёкаку" послал в составе первой волны шесть А6М2, командир - капитан Тадаси Канеко. Не встретив сопротивления в воздухе, Канеко направил свои машины на аэродромы Канеохе и Беллоуз, где уничтожил 33 летающие лодки и другие самолеты. С "Дзуйкаку" в первой волне также участ­вовали шесть истребителей, командовал группой ка­питан Сато. Эти самолеты совершили налет на аэродром Канеохе, уничто­жив на земле 32 амери­канские машины.

Zero A6M2 в небе Перл-Харбора


Девятку истребителей с "Акаги", прикрывавшие самолеты второй волны, возглавлял уже известный нам по Китаю капитан Сабуро Синдо, который одно­временно командовал всеми 36 истребителями, участвовавшими во вто­рой волне. В воздухе опять было чисто, по­этому истребители об­стреляли аэродром Хикем. На этот раз успехи были более скромными -всего два американских самолета. Без потерь группа капитана Синдо вернулась на свой авиа­носец. "Ката" также по­слал в составе второй волны девять "Зеро", которых возглавлял ка­питан Никадо. Эта груп­па сбила один американ­ский самолет и уничто­жила на земле еще 20 машин противника. За свой успех японцы заплатили четырьмя машинами, в том числе машиной младшего лейтенанта Гото. С "Сорю" во второй волне также участвовало девять истребителей, командовал группой капитан Фусато Иида. Истребители нанесли удар по аэродрому Кане­охе и уничтожили шесть летающих лодок. Сам Иида был сбит огнем зенитной артиллерии и видя, что не дотянет до базы, направил свой самолет на ближай­ший ангар. Однако машина плохо слушалась руля и упала между двумя строениями, практически не при­чинив вреда. Лейтенант Иёзо Фудзито, принял ко­мандование группой на себя, и на обратном пути за­вязал бой с американскими истребителями. Сам Фудзита и унтер-офицер 1-го класса Дзиро Танака сбили по одному Р-36 из 46-го дивизиона истребителей. Сами японцы в этом бою также потеряли два самоле­та - машины унтер-офицеров 1-го класса Такеси Ацуми и Сабуро Ичии. С авианосца "Хирю" во второй волне участвовало девять машин под командованием капитана Ноно. Самолеты обстреляли аэродромы Канеохе и Беллоуз, уничтожив на земле два амери­канских самолета и грузовик. На обратном пути группе также пришлось столкнуться в воздухе с аме­риканскими истребителями, на этот раз с Р-40. Унтер-офицер 1-го класса Цугио Мацуяма сбил два аме­риканских самолета, но третий Р-40 успел всадить очередь в самолет унтер-офицера 1 -го класса Сигенори Нисикайси. Нисикайси совершил вынужденную посадку на острове Ниихау, но был окружен и пред­почел плену харакири. Авианосцы "Сёкаку" и "Дзуйкаку" не посылали истребителей со второй волной, а вместо того по приказу адмирала Нагумо орга­низовали воздушный зонт над японскими кораблями. Для этой цели с "Секаку" поднялось 12 машин (командир группы капитан Иизука), а с "Дзуйкаку" -29 А6М2.

Zero A6M2, сбитый над Перл-Харбором и упавший на островке Ниихау


Подводя итоги налета на Перл-Харбор, следует заметить, что хотя американцы действительно понесли тяжелые потери, результаты, сообщенные японцами были завышены в несколько раз. Вероятно в горячке боя японцы стреляли несколько раз по од­ним и тем же самолетам, по два-три раза сбивая их. Американцы подсчитали все свои потери в той битве. В так называемом "Рапорте комиссии Робертса", рас­следовавшей причины разгрома американского фло­та, приводятся следующие цифры: армейской авиаци­ей потеряно бомбардировщиков - 18, повреждено -19; истребителей - 57, повреждено - 53; машин дру­гих классов - 4, повреждено - 6. Морская авиация потеряла около 100 самолетов сбитыми или уничто­женными на земле, еще 30 самолетов были повреж­дены, но подлежали ремонту.

По дороге домой от эскадры отделились два авианосца - "Сорю" и "Хирю", и направились к ма­ленькому атоллу Уэйк, где находилась еще одна аме­риканская военная база. 21-23 декабря самолеты с авианосцев нанесли несколько бомбовых ударов по атоллу. Во время одного из таких налетов унтер-офицер 3-го класса Исао Тахара объявил о победе над двумя F4F-3 Wildcat из VMF-211.

Вслед за налетом на Перл-Харбор, японцы ударили по другим направлениям, и прежде всего двинулись на Филиппины. В этом районе действовали А6М2 из 3-го Кокутая. Возглавлял эту часть полков­ник Ёсио Камеи. 3-й Кокутай с середины сентября 1941 года базировался на Тайване (Формозе) и вел интенсивную подготовку к будущим боевым действиям. Во время подготовки главный упор делался на отработку полетов в экономическом режиме. По­скольку в кокутае летчики были очень опытные (многие из них налетали более 1000 часов), то подго­товка прошла успешно. Поэтому в конце октября окончательно отказались от плана налетов на Филип­пины с промежуточной дозаправкой на авианосце. Накануне войны в 3-м Кокутае было 45 А6М2 модель 21 и 12 А5М4 тип 96, не считая самолетов, придан­ных непосредственно штабу 22-го Коку Сентай (авиационной флотилии). В первый день войны 53 А6М2 модель 21 под командованием капитана Тамоцу Ёкоямы - ветерана 12-го Кокутая еще со времен войны в Китае - взлетели с базы в Такао для сопро­вождения 54 бомбардировщиков G4M. Вскоре два истребителя вернулось на аэродром из-за обнаруженных технических неисправностей. Бомбардировщики должны были нанести удар по аэродромам Иба и Кларк в районе Манилы. Ребята Ёкоямы быстро раз­делались с десятью американскими истребителями, попытавшимися было преградить путь японским самолетам. Затем японцы обстреляли стоявшие на зем­ле американские самолеты и уничтожили по меньшей мере 20 машин. Потери японцев за весь вылет соста­вили два А6М2. 10 декабря 1941 года 34 А6М2 и 27 бомбардировщиков совершили налет на аэродромы Николе и Нельсон, расположенные в окрестностях Манилы. В воздухе завяза­лось сражение, в котором японцы сбили семь филип­пинских и американских машин, еще 22 самолета было уничтожено на земле. Подобные налеты повтори­лись 12 и 13 декабря, по­сле чего американо-филиппинские войска уже не смогли оказывать орга­низованное сопротивление.

Вместе с 3-м Ко кутаем в небе Филиппин сражался другой, не менее известный Тайнан Кокутай. Эта часть была сформиро­вана 1 октября 1941 года на Тайване. В состав Тайнан Кокутая вошло большое количество асов из расфор­мированных 12-го и 14-го Кокутаев, сражавшихся в Китае. Командиром новой части стал полковник Масахиса Сайте. Командование авиационной группой принял очень опытный летчик - капитан Хидеки Синго. В Тайнан Кокутае также шли интенсивные отработки полетов на эко­номическом режиме двига­теля. Накануне войны в кокутае было 45 А6М2 модель 21,12 старых А5М4 и 6 разведывательных са­молетов С5М1, не считая самолетов, подчинявшихся непосредственно 22-й Воз­душной флотилии.

В первый день войны 34 А6М2 из Тайнан Кокутая под командовани­ем капитана Синго эскортировали бомбардировщи­ки (27G4M1 и 24 G3M2), которые бомбили аэродромы Кларк и Иба в Лузоне. Эскорт легко подавил слабое сопротивление немно­гочисленных американских истребителей - 8 амери­канцев было сбито наверняка и 4 вероятно. Кроме того, истребители А6М2 обстреляли самолеты, сто­явшие на земле, и уничтожили 25 машин, в том числе несколько В-17. Американцам удалось сбить одного "Зеро" (1-й лейтенант Рендалл Д.Китор) - это был первый японский самолет, сбитый американскими летчиками над Филиппинами. Еще четыре самолета не вернулось на базу по невыясненным причинам -вероятно их также сбили американцы (Р.Д.Китор, 2-й лейтенант Эдвин Б.Гилмор и 1-й лейтенант Джозеф Х.Мур (две машины)). Всего в тот день японцы поте­ряли 7 А6М2. Истребители из Тайнан Кокутая участ­вовали в налетах на Филиппины 10,11 и 13 декабря.

«Зеро» взлетает с «Акаги», направляясь к Пёрл-Харбору, утро 7 декабря 1941 г.

Взлёт с палубы "Акаги" для атаки на Перл-Харбор
A Japanese Navy "Zero" fighter (tail code A1-108) takes off from the aircraft carrier Akagi, on its way to attack Pearl Harbor during the morning of 7 December 1941.
Photo and caption credit: National Archives and Records Administration Public Domain Photographs.

>> ДАЛЬШЕ



ГЛАВНАЯ

КАРТА САЙТА

ФОТОАРХИВ

Морская Коллекция
Таблица пищевых добавок (Е300 - Е399) - Антиоксиданты

Закуски(заливное) грибные.

Андорра




Hosted by uCoz