Японский палубный истребитель A6M "Zero"

А6М "Рейсен" на службе (часть 3)

Новая Гвинея, Гуадалканал, Рабаул июнь 1942 года - февраль 1944 года

Новая Гвинея, Гуадалканал, Рабаул

После того как захлебнулось японское на­ступление в центральной части Тихого океана, глав­ные бои разгорелись на территории Папуа-Новой Гвинеи. Имевшиеся плацдармы на северо-восточном берегу Новой Гвинеи японцы хотели использовать для захвата Порт-Морсби. После захвата Порт-Морсби следующей целью стала бы Австралия. По­этому австралийцы и 5-й Воздушный Флот США сделали все, чтобы не допустить падения этого стра­тегически важного пункта.

7 августа американцы высадились в Гуадалканале, предварительно уничтожив имевшиеся там гидропланы из Иокогама Кокутай и перестреляв не­большой японский гарнизон в Тулаги. С американ­ской стороны в атаке участвовали истребители F4F-4 и бомбардировщики SBD-3. A6M2-N из Иокогама Кокутай за свою недолгую службу успели сбить 6+1 самолет противника, все сбитые самолеты были четырехмоторными бомбардировщиками.

После американского десанта, бои в данном регионе разгорелись с новой силой. Вскоре амери­канцам удалось захватить и привести в рабочее со­стояние аэродром Гендерсон-Филд. Этот аэродром стал костью в горле японцев, поскольку подрывал японскую линию обороны в южной части Тихого океана. Тут снова в бой пришлось вступить истреби­телям из Тайнан Кокутай. Уже в первый день наступ­ления американцев 17 истребителей А6М2, готовых совершить налет на Раби, было направлено на другую цель. Теперь им пришлось сопровождать бомбарди­ровщики G4M1, которые шли бомбить американские плацдармы. Возглавлял группу майор Накадзима. Цель располагалась почти в 900 км от японского аэродрома. "Зеро" не только пролетели весь маршрут, но им хватило топлива, чтобы поучаствовать в. воз­душном бою, где японцы (по своим данным) сбили 43 истребителя F4F-4 Wildcat и вернуться на базу. Правда из 43 самолетов 7 было объявлено сбитыми вероятно, тем не менее это явно завышенные цифры. В том бою унтер-офицер 1-го класса Хироеси Нисизава - будущий первый ас японской морской авиации - сбил шесть F4F-4. Уоррент-офицер Сабуро Сакаи. сбив по одному F4F-4 и SBD-3, атаковал группу из восьми пикирующих бомбардировщиков SBD-3 Dauntless из VB-6, приняв их по ошибке за "Диких котов". Зайдя бомбардировщикам в хвост, Сакаи по­пал под перекрестный огонь кормовых стрелков. В результате истребитель получил значительные по­вреждения, а сам Сакаи - тяжело ранен. Тем не менее, японский летчик, собрав остатки сил, все же дотянул до Рабаула, хотя во время обратного пути несколько раз терял сознание.

Кроме Тайнан Кокутая в битве за Гуадалка­нал участвовал смешанный 2-й Кокутай, особенно его отряд истребителей, который обычно патрулировал воздушное пространство вокруг Рабаула. 2-й Кокутай был оснащен модернизированными "Зеро" - А6МЗ модель 32. Самолеты этого типа из-за недостаточно­го радиуса действия использовали, главным образом, над Новой Гвинеей. 22 августа отряд истребителей из 2-го Кокутая под командованием капитана Ёсио Куракане вместе с некоторыми подразделениями Тайнан Кокутая перебазировались на аэродром Буна в Новой Гвинее. 24 августа состоялся налет на Раби и про­изошла первая битва в воздухе, в которой японцы не потеряв ни одной машины, записали на свой счет 9 американских Р-39. 26 и 27 августа налеты повторились, теперь в них также участвовали бомбардиров­щики. Японцы потеряли два D3A1 и 2 А6МЗ (еще четыре А6М потерял Тайнан Кокутай). 26 августа погиб лейтенант Дзуничи Сасаи, которого звали "Рабаульским Рихтгофеном". До своей гибели Сасаи сбил 27 самолетов противника. Скорее всего Сасаи попал на прицел другого аса - капитана Мариона Карла из VMF-223. Налеты с участием 2-го Кокутая продолжались до 8 сентября. Затем 2-й Кокутай пе­ренацелили на Гуадалканал. 4 сентября туда слетало три А6МЗ, но безрезультатно. Зато 12 сентября налет 15 А6МЗ обернулся для американцев потерей 11 са­молетов, 14 сентября после налета силами одиннадцати "Зеро", японцы записали на свой счет 10 самолетов противника. Получив пополнение в виде 10 истребителей и 3 бомбардировщиков, 2-й Кокутай перебазировался в Бука. Оттуда кокутай, насчиты­вавший в своем составе 21 истребитель, продолжал налеты на Гуадалканал. Особенно жаркий бой про­изошел 25 октября. В период с 11 по 14 ноября, часть, реорганизованная в 582-й Кокутай, прикрывала конвои с боеприпасами и пополнением. В середине ноября главные силы кокутая перебросили на Новую Гвинею, на Лаэ, где самолеты продолжали эскортировать морские конвои.

Map of southwest Pacific area where the mission took place. Yamamoto flew from Rabaul on New Britain (upper left) to Bougainville (center) where his aircraft was attacked by U.S. fighters from Guadalcanal (lower right)


Чтобы облегчить жизнь рабаульским летчи­кам, которым приходилось проделывать довольно продолжительные "прогулки" до цели, японское ко­мандование организовало на острове Шортленд к югу от Бугенвила базу гидропланов A6M2-N. Еще одну базу организовали в бухте Реката на острове Санта-Изабель. Базы находились всего в 150 км от Гуадалканала. Первую победу японцы одержали 13 сентяб­ря. В тот день уоррент-офицер Кавамура сбил амери­канский самолет, заходящий на посадку на аэродроме Гендерсон-Филд. 14 сентября три A6M2-N, в том числе и самолет Кавамуры, совершили налет на Гуадалканал. На этот раз их перехватили F4F-4 из VF-5 и ни один японец не вернулся на базу. В тот же день такая же участь постигла еще два A6M2-N, которые не смогли уйти от американских F4F-4 из VF-5. Один из этих самолетов сбил лейтенант Элиш Стоувер. В свою очередь Стоувер был атакован командиром группы гидропланов, капитаном Дзиро Оно. После боя Оно доложил, что ему удалось сбить американ­ский истребитель. В тот же день база в Шортленде подверглась атаке американских F4F-4 из VMF-224. Американцы сообщили о шести уничтоженных японских гидропланах. Утром 24 сентября два A6M2-N перехватили четыре В-17. Капитан Оно и его ведо­мый выпустили весь свои боезапас и смогли повре­дить только два американских бомбардировщика. У В-17, с которым "работал" Оно, замолчали два из четырех двигателей. Два дня спустя унтер-офицер 1 -го класса Маруяма атаковал 8 В-17 спереди и снизу и сообщил о том, что ему удалось сбить одну "Летающую Крепость". 9 октября гидросамолеты из Иокогама Кокутай, усиленные машинами с "Камикава-мару" (6 A6M2-N и 11 F1M2) прикрывали специальный транспорт "Ниссин", везущий боепри­пасы для Гуадалканала. Американцы попытались потопить транспорт. Отбивая их атаки, уоррент-офицер Хисатеру Кофудзи - последний пилот из пер­вого состава Иокогама Кокутай - сбил один SBD на­верняка и один вероятно. На следующий день два A6M2-N вместе с несколькими F1M2 продолжили охрану "Ниссина". На этот раз американцы атаковали большими силами, в том числе 20 истребителями, которые сбили оба гидроплана. Наблюдатели с ко­раблей сообщили, что прежде чем гидропланы были сбиты, японским летчикам удалось свалить не менее четырех американцев.

Периодически Иокогама Кокутай получал пополнение - самолеты и летчиков. С переменным успехом кокутай продолжал сражаться, хотя из-за частых переформирований неоднократно менял на­звание.

После того, как японцам пришлось эвакуировать гарнизон с Гуадалканала, присутствие гидро­планов в том районе потеряло всякий смысл. Во вре­мя службы на Соломоновых островах в период 4 сен­тября - 7 ноября 1942 года самолеты, приданные "Камикава-мару" выполнили 211 боевых заданий, совершив 360 вылетов. Японцы сбили 14 самолетов противника наверняка и один вероятно, потеряв при этом девять машин. 802-й Кокутай и его предшест­венник 14-й Кокутай в период с 13 октября 1942 года по 14 февраля 1943 года сбил 13 самолетов в индиви­дуальных поединках, еще один самолет японцы сбили действуя в группе. Кроме того, японцы одержали восемь вероятных побед. За свои успехи азиаты за­платили тринадцатью гидропланами и жизнями семи пилотов.

Тем временем рабаульские летчики-истребители не имели ни минуты для отдыха. Пилоты с Тайнан Кокутай потребовали поддержки, прежде всего со стороны 6-го Кокутая, который после раз­грома под Мидуэем, проходил переформирование на базе Кисаразу. Однако уровень подготовки молодых пилотов был недостаточно высок, и в Рабаул отпра­вились только несколько опытных асов. Группа самолетов из 6-го Кокутая под командованием капитана Кофукуды, состоявшая из 18 А6М2 и двух бомбарди­ровщиков, своим ходом отправились в Рабаул через Иводзиму, Сайпан и Трук. 21 августа все самолеты прибыли в Рабаул, что было большим достижением для экипажей одномоторных самолетов. В начале сентября группа приступила к налетам на Раби, Порт-Морсби и Гуадалканал. После того, как был готов аэродром на Буин, 6-й Кокутай перебрался туда. Действуя с новой базы, кокутай прикрывал корабли из 6-го отряда крейсеров, обстреливающего Гуадалканал. Из-за плохой погоды разбилось пять машин, в том числе самолеты лейтенанта Казуто Куба и уор­рент-офицера Сагане. Главные силы 6-го Кокутая (27 самолетов А6МЗ модель 32) прибыли в Рабаул 7 ок­тября на борту авианосца "Дзуйхо". Возглавлял 6-й Кокутай полковник Чисато Морита, летчиками ко­мандовал капитан Мияно. Из Рабаула все самолеты перебазировались на Буин. 1 ноября 1942 года 6-й Кокутай переименовали в 204-й Кокутай. Хотя штаты кокутая предусматривали 60 истребителей и 8 раз­ведчиков, в действительности численность кокутая не превышала половины названных цифр. 204-й Коку­тай, действуя с Буйна, занимался главным образом защитой конвоев. Кроме того, кокутай участвовал в полномасштабных налетах на американцев вместе с 252-м и 253-м Кокутаями и отрядом истребителей с "Хий". Но самым сложным заданием было сопровож­дать морские транспорты. Самолеты должны были кружить над кораблями до глубоких сумерек, когда возвращаться на базу было уже поздно. Обычно пилоты совершали посадку на воду поблизости от своих эсминцев, но часто случалось, что моряки не находили летчиков. До конца 1942 года 204-й Кокутай потерял в бою 10 пилотов, а 16 летчиков погибло по другим причинам, главным образом утонув, после приводнения.

Carrier A6M2 Zeros from the aircraft carrier Zuikaku preparing for a mission on Guadalcanal


В сентябре прибыло пополнение - Тайнан Кокутай получил 21 А6М2, 4 разведывательных С5М1 и 27 пилотов, которые составили особое под­разделение в рамках кокутая. Самолеты и летчики прибыли в Рабаул на борту авианосца "Таив". До начала ноября 1942 года прибывшие самолеты сбили 68 самолетов противника (в том числе 20 вероятно), сами потеряв 8 самолетов, сбитых над Гуадалканалом. После реорганизации группа была выделена в 202-й Кокутай, который в начале ноября вернулся на свою первоначальную базу в Целебесе.

Во время боев за Гуадалканал начали появ­ляться новые модификации А6М. Первой модифика­цией был А6М3 модель 32 с уменьшенным размахом крыльев, однако из-за слишком малого радиуса дей­ствия этот самолет заменили на А6М3 модель 22 (Эта модификация самолета имела дальность полета 2056 км при 10-минутном резерве для воздушного боя, 1782 км при 20-минутном резерве и 1482 км при 30-минутном резерве. Эта информация получена из трофейных японских документов и предоставлена Робертом К.Майкшем (Mikesh)). Японским летчикам приходилось покрывать огромные расстояния, что вызывало хроническую уста­лость летного состава. В результате хорошо выспавшиеся американцы все чаще и чаще стали сбивать засыпавших за штурвалами японцев. Кроме того, американцы, имея аэродромы под боком, могли бы­стро сконцентрировать большое количество самоле­тов на опасном направлении. За три месяца боев за Гуадалканал (считая бои в восточной части Новой Гвинеи) Тайнан Кокутай сбил 201 самолет противни­ка (в том числе 37 вероятно). В боях погибло 37 летчиков кокутая. Ослабленный и измотанный непре­кращающимися боями Тайнан Кокутай (пере­именованный 1 ноября в 251-й Кокутай) в ноябре был отведен в Японию для пополнения и отдыха. Личный состав кокутая на момент эвакуации, считая летчиков и наземный персонал, составлял всего... 20 человек! Остальные или погибли или в результате ран и болез­ней были признаны негодными к строевой службе.

В кампании на Гуадалканале участвовали "Зеро" не только из Тайнан Кокутая. Чтобы нанести удар по американцам, высадившимся и продолжав­шим высаживаться на Гуадалканал, японцы провели несколько акций с использованием авианосцев. Одна из таких акций, в которой участвовали авианосцы "Сёкаку", "Дзуйкаку" и "Рюдзё", вошла в историю как битва у Соломоновых островов. Сражение про­должалось с 23 по 25 августа 1942 года. Кроме бом­бардировщиков и торпедоносцев, на авианосцах име­лись и истребители А6М2. "Сёкаку" нес 26 "Зеро", "Дзуйкаку" - 27, а "Рюдзё" - 21. Первой целью япон­цев был аэродром Гендерсон-Филд. В первой волне самолетов, направившихся 24 августа к американско­му аэродрому, было 6 А6М2 с "Рюдзё", 4 А6М2 с "Сёкаку" и 6 - с "Дзуйкаку". Возглавлял отряд истре­бителей капитан Хидака. Японцы нанесли бомбовый удар по аэродрому, а истребители прикрытия вступили в бой, с поднявшимися в воздух американскими самолетами. Вторую волну бомбардировщи­ков прикрывали 9 А6М2. Их налет совпал по времени с налетом 20 бомбардировщиков из Рабаула, имевших солидное прикрытие. Воздушный бой завя­зался севернее аэро­дрома Гендерсон-Филд над морем между ост­ровами Малаита и Флорида. Именно здесь поджидал узко­глазых майор Джон Л.Смит со своими 14 F4F-4 из VMF-223. В результате потеряв несколько "Диких ко­тов" американцы до­ложили о том, что им удалось сбить 20 (21?) самолет противника, главным образом А6М2 и несколько бомбардировщиков. Японцы доложили о 15 воздушных победах. В действительности аме­риканцы сбили 3 А6М2, 3 B5N2 и 5 G4M1, потеряв три своих самоле­та. Примерно в это же время решилась судьба "Рюдзё". Американцы обнаружили авианосец и вы­слали на его перехват группу из 30 Dauntless'oв и 18 Avenger'oв с авианосца "Саратога". Затем на авиано­сец совершил налет отряд самолетов с авианосца "Энтерпрайз". Японский корабль получил несколько прямых попаданий и затонул, несмотря на то, что с воздуха его прикрывало 10 А6М2, которые доложили о 11 сбитых самолетах противника. Американцы при­знали потерю только одного "Мстителя" с "Энтерпрайза". Успевшим подняться в воздух машинам было приказано приземлиться на аэродромах на Бука или на Бугенвиле, однако сколько пилотов из-за нехватки топлива приводнились около эсминцев со­провождения.

Тем временем самолеты с "Сёкаку" и "Дзуйкаку" совершили налет на американские авиа­носцы. "Леди Сара" получила несколько попаданий, но осталась на плаву. Но и японцы понесли большие потери, пытаясь поразить авианосец. Особенно вели­ки были потери среди бомбардировщиков, в то время как "Сёкаку" потерял только один "Зеро", а "Дзуйкаку" - трех. Американцы приводили более внушительные цифры японских потерь, потеряв сами при этом только пять Wildcat'oв. Американцы поте­ряли 17 самолетов, из числа базировавшихся на авиа­носцах, однако только семь из них было сбито в бою. Определенное количество самолетов американцы потеряли над Гуадалканалом.

После сражения большинство исправных истребителей с авианосцев отправилось поддержи­вать Тайнан Кокутай. 30 истребителей из 1-го диви­зиона авианосцев, в том числе 15 А6М2 с "Сёкаку" под началом капитана Синго отправилось в Бука, где с 28 августа до 4 сентября участвовали в налетах на Гуадалканал. В удачных налетах, состоявшихся 29, 30 августа и 2 сентября истребители уничтожили на аэродроме 15 американских самолетов, сами потеряв при этом шесть машин, в том числе самолеты капита­на Сабуро Синго и капитана Ибисуки.

Во второй половине октября очередной рейд японских авианосцев был согласован с наступлением японской 17-й Армии, штурмующей Гендерсон-Филд. В бою участвовали авианосцы "Секаку", "Дзуйкаку", "Дзуйхо" и "Дзунё", несущие 93 истре­бителя "Зеро". Американцы смогли противопоста­вить японской армаде только 70 истребителей и око­ло сотни бомбардировщиков и торпедоносцев, бази­ровавшихся на авианосцах "Энтерпрайз" и "Хорнет". И японцы и американцы знали о присутствии друг друга, поэтому победить должен был тот, кто первым обнаружит противника. Два дня обе стороны "нащупывали" друг друга, пока наконец 26 октября не началось настоящее дело. В 12:00 с палубы "Дзунё"' поднялось 12 истребителей А6М2 и 18 бом­бардировщиков. Командовал истребителями капитан Сига. Японские самолеты атаковали "Энтерпрайз", В воздушном бою японцы сообщили о победе над 14 самолетами противника, из них 5 побед относилось к разряду вероятных. В третей волне участвовали 6 "Зеро" с "Дзунё" из которых не вернулось два, в том числе самолет капитана Сиране. Еще три истребителя совершили вынужденную посадку на воду. Истреби­тели первой волны с "Дзуйхо" - всего девять машин, прикрывали бомбардировщики как с самого "Дзуйхо", так и с "Сёкаку" и "Дзуйкаку". Возглавлял девятку капитан Хидака. Отряд Хидаки сначала ата­ковал группу американских самолетов (бомбардировщики, торпедоносцы и истребители), а затем повернул к американским авианосцам. Во вре­мя боя японцы доложили о 14 воздушных победах, однако на обратном пути отряд Хидаки потерял свои бомбардировщики и заблудился. Четыре самолета так и не вернулись на базу. Американцы сообщали, что в том бою они потеряли три Wildcat'a и три Avenger'a. из которых один был сбит, а два совершили вынуж­денную посадку из-за полученных повреждений. Американские истребители докладывали об одном сбитом "Зеро". Со второй волной "Дзуйхо" выслал 14 А6М2, которые возглавлял капитан Сато. Эти 14 ма­шин сопровождали всего лишь пять бомбардировщи­ков. Потеряв два самолета, японцы сбили четыре истребителя противника.

"Сёкаку" послал в составе первой волны только 4 А6М2, которыми командовал капитан Мияима. Со второй волной "Сёкаку" послал пять истре­бителей. Этим самолетам удалось сбить пять амери­канских истребителей, патрулировавших воздушное пространство вокруг своих авианосцев. Оставшиеся истребители с "Сёкаку" образовали над своим кораб­лем "зонт", в котором участвовали общей сложно­стью 24 А6М2. Американцы тоже быстро обнаружи­ли японские авианосцы и послали к ним свои самоле­ты. В бою японские истребители, образовывавшие "зонт" сбили 9 машин противника, в том числе 3 ве­роятно. Унтер-офицер 1-го класса Омори таранил на своем "Зеро" американский Dauntless в тот момент, когда бомбардировщик уже занял над "Секаку" пози­цию для бомбометания. Истребители с "Сёкаку" по­несли сравнительно небольшие потери - всего три машины. Потери среди бомбардировщиков и торпе­доносцев были значительно выше.

"Дзуйкаку" также большую часть истреби­телей держал для собственной защиты. С первой вол­ной отправилось всего 8 А6М2, которыми командо­вал лейтенант Сиране. Возвратившись на авианосец восьмерка объявила о 14 сбитых F4F-4. Вторую волну прикрывало только 4 "Зеро", которыми командовал уоррент-офицер Сигеми Кацума. Истребители второй волны сбили девять американских самолетов. Сам же "Дзуйкаку" отбивал налеты американских бомбарди­ровщиков и торпедоносцев силами 27 истребителей. Над "Дзуйкаку" японцы сбили шесть пикирующих бомбардировщиков SBD-3 Dauntless. При этом япон­цы не потеряли ни одного самолета, только пять ис­требителей получили повреждения.

Американцы утверждали, что в битве у Санта-Круз японцы потеряли около 90 самолетов. Сами же американцы заявили, что они в том бою потеряли 74 самолета, из них сбитых было только 20.

Пока японские и американские авианосцы вели дуэль, в небе Гуадалканала также было жарко. Пытаясь во что бы то ни стало взять аэродром Гендерсон-Филд, японцы бросили в бой бомбардировщики из Рабаула, прикрыв их истребителями из Тайнан Кокутая. 23 октября 16 G4M1 и 25 А6М2 атаковали аэродром. В воздухе загорелся беспорядочный бой, в котором с американской стороны участвовали 24 F4F-4 и 4 Р-39. Американцы без потерь для себя сбили два бомбардировщика и около 20 истребителей А6М, ведя при этом классический круговой бой! Правда, уровень подготовки японских пилотов в то время оставлял желать много лучшего. 25 октября история повторилась - в семи налетах японцы поте­ряли 27 машин разных типов: 22 сбили американские истребители и 5 - зенитчики. Всего за период с 16 по 25 октября 1942 года американцы потеряли над Гуадалканалом 14 самолетов, в то время как японцы не менее 115 машин.

Всего за три месяца боев за Гуадалканал японцы потеряли (по американским источникам) 260 истребителей А6М2 и около 140 бомбардировщиков, почти все вместе с экипажами. Потери личного со­става повлекли за собой дальнейшее падение эффек­тивности японской авиации.

Японцы были вынуждены отвести в тыл потрепанные кокутаи, а на их место с базы Кисаразу на борту авианосца "Тайё" срочно доставили 252-й Кокутай. 11 ноября кокутаи получил боевое крещение, участвуя в совместном налете с 253-м и 582-м кокутаями. В том бою 11 "Зеро" капитана Сигемися Яма­мото без потерь со своей стороны сбили один амери­канский самолет. На следующий день 12 А6М при­крывало торпедоносцы, атаковавшие американские корабли и суда стоявшие на якоре у Гуадалканала. Японцы доложили о том, что им удалось сбить во­семь американских истребителей, отправленных на перехват их отряда с аэродрома Гендерсон-Филд. 12-14 ноября, истребители из 252-го Кокутая прикрыва­ли свои конвои. Японцам удалось сбить 14 американ­ских самолетов, пытавшихся прорваться к кораблям конвоя, однако и сами они понесли потери, среди других летчиков погиб капитан Масадзи Суганами -командир 252-го Кокутая. Позже 252-й Кокутаи дей­ствовал с баз в Рабауле, на Лаэ и Мунда. До 1 февра­ля 1943 года (когда сражение за Гуадалканал закончилось) пилоты кокутая записали на свой счет 145 самолета противника, сами потеряв при этом 15 са­молетов.

Еще одна часть, оснащенная истребителями А6М "Зеро", сыграла заметную роль в битве за Гуадалканал. Это был отряд истребителей смешанного Каноя Кокутай. 19 сентября на базу в Кавьенге при­был один бунтай истребителей - 9 А6М2. Командовал бунтаем капитан Тоситака Ито. Уже 21 сентября де­вятка участвовала в налете на Порт-Морсби. 29 сен­тября истребители участвовали в воздушной битве над Гуадалканалом и сбили четыре американских самолета. 1 октября 1942 года Каноя Кокутай был переименован в 751-Й Кокутай, а 1 ноября истребите­ли и бомбардировщики были разведены по разным кокутаям. Отряд истребителей стал теперь имено­ваться 253-м Кокутаем. В течение восьми месяцев, прежде чем в середине мая 1943 года его отвели для пополнения и отдыха на Сайпан, 253-й Кокутай уча­ствовал в беспрерывных боях в районе Гуадалканала, над заливом Оро в охране конвоев и в операциях по очистке воздушного пространства от самолетов про­тивника. В этих боях кокутай сбил 101 самолет про­тивника, потеряв при этом более 30 самолетов.

Весной 1943 года японцы предприняли еще одну попытку остановить продвижение американцев и выиграть время для накопления сил. После того как японцы покинули Гуадалканал, американцы превра­тили этот остров в большую перевалочную базу. Адмирал Ямамото решил провести операцию под кодовым названием И-го, которая должна была по­дорвать ресурсы американцев на данном участке фронта. Дополнительной задачей, стоявшей перед японцами, было уничтожить новый аэродром амери­канцев на островах Рассел. Для этой цели в Рабауле были сконцентрированы практически все имевшиеся у японцев в районе Новой Гвинеи самолеты. Даже авианосцы "Дзуйкаку", "Дзуйхо", "Дзуньё" и "Хий" отправили свои самолеты (96 А6М и около 70 бом­бардировщиков) в Рабаул. Всего японцы собрали почти 360 самолетов, из которых половину составля­ли "Зеро" разных модификаций. Адмирал Ямамото перенес свой штаб в Рабаул, чтобы лично контроли­ровать ход операции. 1 апреля началась подготови­тельная фаза операции. Две группы А6М, общей чис­ленностью 58 машин, совершили налет на острова Рассел. Американцы послали навстречу 42 истреби­теля (F4F-4, F4U-1 и Р-38) и в течение двухчасового боя обе стороны здорово помяли друг друга. Амери­канцы заявили о 18 сбитых самолетах противника ценой 6 своих истребителей, японцы же назвали при­мерно те же цифры, но в свою пользу. Со 2 по 18 апреля самолеты с авианосцев участвуют в многочис­ленных операциях над Гуадалканалом, заливом Оро, Раби и Порт-Морсби. Истребители с "Дзуйкаку", потеряв три машины А6МЗ модель 22, сбили 13 са­молетов противника. Истребители с "Дзуйхо" за тот же период сообщали о 18 воздушных победах. Истре­бители с "Хиё"' участвовали 7 апреля в налете на Гуа­далканал, 11 апреля атаковали корабли, стоявшие в заливе Оро, а 14 апреля совершили., налет на залив Милн. В ходе этих трех налетов японцы потеряли 7 истребителей и засчитали себе 56 самолетов против­ника (в том числе 11 вероятно сбитыми). Истребите­лей 3-го Флота поддерживали самолеты наземного базирования. Все машины 204-го Кокутая были собраны в Рабауле, и оттуда кокутай совместно с палуб­ными истребителями, а также машинами 253-го и 582-го кокутаев совершил 7 апреля налет на Гуадал­канал, 12 апреля - на Порт-Морсби и 14 апреля - на залив Милн. Во время этих дней кокутай сбил 20 самолетов, поэтому именно ему поручили сопровож­дать самолет адмирала Ямомото, собравшегося 18 апреля 1943 года инспектировать базу на острове Буин. Адмирал вместе со своим штабом разместился на двух бомбардировщиках G4M1 из 705-го Кокутая, прикрывали бомбовозы шесть истребителей А6МЗ лейтенанта Такеси Морисаки. Американцы перехва­тили и расшифровали радиограмму, в которой опи­сывался маршрут адмирала и организовали для него встречу в районе мыса Мойра на Бугенвиле. Амери­канцы сбили оба бомбардировщика, самолеты эскор­та в целости вернулись на базу и сообщили, что им удалось сбить два Р-38 (в действительности амери­канцы потеряли только один Р-38). В свою очередь американцы, кроме двух бомбардировщиков, записа­ли себе еще три А6МЗ.

По мнению японцев, операция "И-го" за­кончилась успехом. Об этом говорили рапорты лет­чиков, в которых фигурировали впечатляющие циф­ры. В действительности, американцы оценивали свои потери в 25 самолетов, японцы же увеличили это число пятикратно. Всего за время операции истреби­тели "Зеро" совершили 486 самолето-вылетов. При этом потери японцев составили около 100 самолетов, из них 2/3 - истребители "Зеро".

В дальнейшем напряженность боев на этом участке фронта несколько уменьшилась. Тем не менее японцы продолжали регулярные налеты на американ­ские аэродромы. 13 мая, 7 и 12 июня над островами Рассел произошли новые стычки, в которых участво­вал 582-й Кокутай. За эти три дня японцы сбили 28 американских машин. Во время воздушного боя над Буйном японцы сбили 17 самолетов противника, а 16 июня вместе с другими частями истребителей 582-й Кокутай предпринял налет на американские корабли, стоявшие на якоре у мыса Лунга на острове Гуадал­канал. 24 бомбардировщика D3A и 16 истребителей А6М были перехвачены американскими самолетами с Гендерсон-Филд. Японцы потеряли восемь бомбар­дировщиков и четыре истребителя, потери американ­цев составили тоже четыре истребителя.

Тем временем, в Рабаул прибыл 251 -и Коку­тай (прежний Тайная Кокутай), который восстановил свою боеспособность. Первую боевую операцию ко­кутай провел уже через четыре дня после своего по­явления - 14 мая. 32 истребителя сопровождали 18 бомбардировщиков G4M, которые совершали рейд над заливом Оро. В этом налете японские истребите­ли сбили 13 американских Р-38 и Р-40 не потеряв ни одной машины. 7 июня 36, а 12 июня 32 А6М2 из 251-го Кокутая вместе с истребителями 204-го и 582-го Кокутаев совершили большие налеты на Гуадалка­нал и Рассел. Летчики 251-го Кокутая, несмотря на то, что среди них было больше всего новичков пока­зали самые высокие результаты, сбив 12 самолетов 7 июня и 11 - 12 июня, потеряв 8 машин. 16 июня, при­крывая бомбардировщики, направлявшиеся к амери­канским кораблям в Лунга-Пойнт, летчики 251-го Кокутая сбили 10 самолетов, потеряв семь. Истреби­тели из 204-го Кокутая также участвовали в этих ак­циях, будучи уже под командованием капитана Мияно, который стал командиром авиационной группы кокутая. Капитан Мияно энергично выступал за ис­пользование А6М в качестве пикирующего бомбар­дировщика, поскольку специализированных самоле­тов не хватало. Не прекращая участвовать в боевых операциях, 204-й Кокутай проводил интенсивные тренировки по бомбометанию из пикирования. В налете на аэродром на острове Рассел 8 из 34 А6М взяли на внешнюю подвеску бомбы. Сильный зенит­ный огонь американцев не дал японским летчикам выйти к цели. В следующей операции - 16 июня -204-й Кокутай прикрывал бомбардировщики D4A, в налете на корабли около Лунга-Пойнт. В этом бою погиб капитан Мияно и все офицеры кокутая. В 204-м Кокутае из пилотов остались одни унтер-офицеры и нижние чины.

Японские воздушные удары не смогли по­мешать американцам провести следующий десант, на этот раз на остров Рендова. 30 июня американцы вы­садили десант, и сразу же японцы обрушили на ост­ров всю мощь своей авиации. 251-й Кокутай также направился к острову, чтобы нанести удар, но на­ткнулся на мощное прикрытие из американских ис­требителей и потерял восемь машин, в том числе самолеты капитана Мукаи и лейтенанта Оно. Несмот­ря на значительные потери, кокутай продолжал дей­ствовать с баз в Рабауле и на Буине. Теперь летчиков возглавлял лейтенант Такаси Осибучи - самый стар­ший по званию пилот в кокутае. К 1 сентября убыль личного состава части была настолько велика, что кокутай был расформирован. На его базе создали отряд ночных истребителей, а оставшихся пилотов и машины передали в 201-й и 253-й Кокутай. С мая по сентябрь пилоты 251-го Кокутая записали на свои счет около 230 самолетов противника, потеряв 34 машины.

В боях участвовали самолеты с авианосца "Дзунё" - 48 истребителей А6МЗ, 36 бомбардировщиков D3A и 18 торпедоносцев B5N2, которые вре­менно базировались на Буине. До конца августа ис­требители этой части сбили более 50 самолетов про­тивника (в том числе 13 вероятно) потеряв 9 машин. 1 сентября отряд был расформирован. 582-й Кокутай также практически каждый день вылетал на выполне­ние заданий, до 12 июля 1943 года когда операция закончилась, а 1 августа 1943 года отряд истребите­лей 582-го Кокутая расформировали. За неполный год своего существования истребители 582-го Коку­тая сбили около 220 самолетов противника.

Hiroyoshi Nishizawa in his A6M3 Model 22 over the Solomon Islands, 1943


После реорганизации в 582-м Кокутае оста­лись одни бомбардировщики, а личный состав и машины отряда истребителей передали в сильно потре­панный в боях 204-й Кокутай. В 204-й Кокутай пере­дали и остатки истребительного отряда 2-го дивизио­на авианосцев. Усиленный таким образом 204-й Ко­кутай, вместе с 201-м и 253-м Кокутаями принял на себя всю тяжесть обороны Рабаула. Почти каждый день самолеты этой части совершали налеты на аме­риканцев, патрулировали воздушное пространство и отражали контрудары противника. В постоянных боях кокутай понес тяжелые потери и его отвели с аэродрома в Буине подальше от передовой - в Рабаул.

В сентябре на рабаульском аэродроме Тобера собрались остатки 201-го и 204-го кокутаев, а также свежий 253-й кокутай. Именно эта часть приняла на себя основной груз боев. Особенно яростные бои разгорелись в середине октября, когда кокутай почти каждый день отправлял по 30-40 А6М на перехват самолетов противника. Действия 253-го кокутая под­держивали самолеты 2-го дивизиона авианосцев. Японцы несли тяжелые потери - в середине февраля 1944 года в кокутае оставалось всего лишь около 20 боеспособных самолетов. За период с сентября 1943 года по февраль 1944 года летчики 253-го кокутая доложили о почти 500 сбитых самолетах противника.

Сравнивая донесения японских пилотов с документа­ми американских авиационных частей, можно обна­ружить, что японцы завысили свои результаты в 5-10 раз.

A6M3 Zero abandoned at Munda Airfield (Central Solomon Islands), photo was taken after Allied Invasion, September 1943


В ноябре 1943 года японцы приступили к выполнению плана "Ро-го", целью которого было снять воздушную блокаду с Рабаула и получить пре­имущество в воздухе, по крайней мере в районе соб­ственной базы. В рамках плана этой операции японцы должны были нанести удар по аэродромам американ­цев, и прежде всего по аэродромам, расположенным на Гуадалканале. Азиаты собрали мощный кулак в виде 152 самолетов (главным образом истребителей), не считая машин из 2-го дивизиона авианосцев – по 24 А6М с "Секаку" и "Дзуйкаку" и 18 А6М с "Дзуйхо". 1 ноября (2 ноября по токийскому време­ни) 130 (по другим источникам 115) истребителей взлетело с аэродромов в окрестностях Рабаула и от­правилось на перехват американского отряда самоле­тов, насчитывавшего почти 200 машин. Разгорелся воздушный бой, в результате которого японцы запи­сали на свой счет 119 американских самолетов (в том числе 22 вероятно), потеряв при этом 18 А6МЗ. Ис­требители с "Сёкаку", которые временно перебазиро­вались на аэродром Вунакану, доложили о 47 воз­душных победах (из них 7 вероятных). Уоррент-офицер Хитоси Сато сбил 8 самолетов, лейтенант Казуноки Миябе - 6, а капитан Кобаяси - 4. Амери­канцы в свою очередь сообщили о том, что им уда­лось сбить 68 самолетов противника, потеряв 19 ма­шин. Подобным образом протекали операции 4(5) ноября, когда 59 японских истребителей записали 49 воздушных побед и еще 20 самолетов посчитали сби­тыми вероятно, потери японцев - всего 2 самолета (американцы же сообщили, что в том бою они сбили 25 японских самолета, потеряв при этом 13), 6(7) ноября, когда 58 японских истребителей сбили 23 американских самолета и еще 16 уничтожили на зем­ле, потеряв 5 машин, и 10(11) ноября, когда 68 япон­ских истребителей перехватили большую группу аме­риканских самолетов и доложили о 71 воздушной победе ценой 11 собственных машин (американцы, в свою очередь, в тот день "сбили" 135 истребителей противника, потеряв 5 самолетов). За период с 1 по 13 ноября истребители с "Секаку" сообщили о 107(23) воздушных победах, потеряв за это же время 8 самолетов. Истребители с "Дзуйкаку" за тот же период сбили 47(19) самолетов, потеряв при этом также 8 машин, среди погибших был командир отря­да - капитан Кендзиро Нотоми. 13 ноября большин­ство истребителей 1 -го дивизиона авианосцев верну­лось на свои корабли. По расчетам японцев, они должны были практически полностью разгромить авиацию противника в этом районе. Однако в дейст­вительности американцы понесли гораздо меньшие потери и не потеряли превосходства в воздухе. На­оборот, японцам пришлось перейти к глухой обороне, а база в Рабауле была в значительной степени нейтра­лизована.

Отряд истребителей 582-го кокутая, до конца сражался в Рабауле, время от времени совершая показательные рейды на Торокин и Маркус.

В январе японцы сменили части, дислоцированные на аэродромах вокруг Рабаула. По просьбе командующего Юго-восточного Флота, вице-адмирала Кусака, на выручку Рабаулу послали самолеты с авианосцев. 25 января прибыли самолеты с "Рюхо", "Дзуне"' и "Дзуйхо". К 20 февраля практиче­ски все бомбардировщики с "Рюхо" были потеряны, зато истребители действовали очень активно, записав на свой счет около 40 самолетов противника. Правда и японцы понесли тяжелые потери, в середине февра­ля в отряде оставалось 4-5 боеспособных истребите­ля. Примерно так же обстояло дело и в отряде с "Дзуне". За неполный месяц боев (до 20 февраля) истребители А6МЗ этого отряда сбили 70(30) самоле­тов противника, потеряв при этом практически все свои машины. Отряд с "Хие"', возглавляемый капита­ном Хохеи Кобаяси, сбил 80 самолетов противника, потеряв 12 машин.

Американцы продолжали продвигаться вперед, а у японцев уже не было сил, чтобы бороться за перевес в воздухе. После 20 февраля 1944 года япон­цы практически полностью отдали инициативу про­тивнику, тем более, что основные бои теперь пере­местились в центральную часть Тихого океана, где американцы, "перепрыгивая" с одного острова на другой, прорвали японскую оборону и нанесли удар по островам Гилберта (операция "Galvanic").

A6M2 на палубе «Сёкаку», битва у островов Санта-Круз, 26 октября 1942 г

A6M2 на палубе «Сёкаку», битва у островов Санта-Круз, 26 октября 1942 г.
Mitsubishi A6M2 "Zero" Model 21 on the flight deck of carrier Shokaku , 26 October 1942, Battle of the Santa Cruz Islands.

>> ДАЛЬШЕ



ГЛАВНАЯ

КАРТА САЙТА

ФОТОАРХИВ

Грибные запеканки.

Бельгия




Hosted by uCoz